Главное меню
• Пальчиковые игры
• Развивающие игры
• Чтение
• Математика
• Развитие творческого мышления
• Словесно-
• Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.
• Учить или не учить?
• Уроки рисования
• Обучение детей 6-
• Задачки для детского ума.
• Музыка и ритмика
• Обучение детей на дому
• Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
• Игры для неуверенных в себе детей
• Лепка и её влияние на развитие ребёнка
• Графические диктанты
• Где лево, где право?
• Детям о профессиях
Мать, улыбающаяся младенцу, вся отдается чуду этого мгновения, для нее самоценность уникального существования малыша непреложна, хотя и существует одновременно с тревожными думами о будущем, с ожиданием первого слова, первого шага, первых ссор. Папа садится с сыном строить замок не только для того, чтобы научить малыша планировать собственные действия, воображать их будущий продукт. Если папа только учит, но не отдается сам азарту игры, ее сиюминутному удовольствию, игра развалится и замок не будет возведен. Если, читая дочке на ночь Пушкина, мама заботится лишь о ее культурном облике и не наслаждается волшебным ритмом, не сострадает царевичу Гвидону, из ее урока девочка вынесет лишь стойкую неприязнь к стихам... Не сможет стать ни другом, ни учителем своего ребенка тот взрослый, который полностью утратил детское и живет лишь завтрашними целями, как бы ни были эти цели разумны и достойны с точки зрения научной педагогики и психологии.
В учебниках сказано: ребенку такого-
Ведь дети умеют самозабвенно отдаваться любви к родителям, принимать их такими, какие они есть: самыми -
По счастью, жизнь семьи строится не по учебникам. Ненамеренно, по здоровой родительской интуиции, в силу собственной неугасающей детскости многие взрослые отказываются от педагогики, которая, целиком адресуясь в будущее, готовя дошкольников к школе, школьников к достойной взрослой жизни, не умеет радоваться настоящему. А ведь это настоящее -
И принципы эти не надо выдумывать, они стары как мир: те, кто учат, учатся: кто развивает других, развивается сам (разумеется, если речь идет о подлинном развитии, а не о его суррогатах, не о дрессировке полезных привычек, умений, знаний, способностей). Забота взрослых о детях оборачивается неэгоистической заботой о себе, о собственном человеческом становлении. Ибо древний закон "кто учит, учится" имеет и обратную силу: кто не учится, не может научить, кто не развивается сам, не разовьет других. Материнское самоотречение "для блага радости ребенка" не окажется отвергнутой жертвой ("Я ему все, все отдала, а он!.."), если в семье будут найдены способы общего развития детей и взрослых, дарящего всем ощущение полноты и подлинной совместной жизни, совместного духовного роста.
Г.А. Цукерман
см. также -
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ