Hippo

Перейти к содержимому

Главное меню

Занятия по развитию речи

 


Дорогие родители! Данные занятия по развитию речи предназначены для занятий с детьми от 2-х до 6-ти лет. Они помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается в окружающем. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.
Встречая в заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное. У него растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормализуется грамматический строй, произношение. Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала, например с темы "Игрушки". Затем переходите к более сложным упражнениям. Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку. Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно. Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка. Почаще задавайте вопрос "Почему?". Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Наберитесь терпения! К каждой теме даются советы и пояснения для родителей. В упражнениях дана не только система необходимых ребенку знаний, но и показано, как нужно подходить к материалу, как помочь понять и усвоить определенную тему. Приводится также много упражнений, помогающих развитию мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различие между предметами. Материалы подобраны на основе программы логопедических групп детского сада.
Данные упражнения могут служить полезным пособием не только для родителей, учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, это и база для успешного обучения в школе. Особенно полезен он будет при обследовании речи дошкольников. Много нужного найдут в нем и воспитатели не только логопедических, но и массовых групп. Весь предоставленный материал, Вы можете также распечатать и использовать в качестве настольного пособия. В добрый путь! И больших Вам успехов!

Содержание страницы
• Геометрические формы. Цвет
• Игрушки
• Фрукты
• Овощи
• Четвертый лишний
• Времена года
• Ориентация во времени
• Ориентация в пространстве
• Образование множественного числа существительных
• Множественное число глаголов
• Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
• Кто это? Что это?
• Действие и предмет.
• Определение рода существительных.
• Части предмета.
• Согласование существительного с прилагательным.
• Назначение предметов.
• Образование прилагательных от существительных.
• Винительный падеж.
• Предложный падеж.
• Предложный падеж.
• Дательный падеж.
• Творительный падеж.
• Родительный падеж единственного и множественного числа.
• Согласование существительных с числительными
• Глаголы со значением передвижения
• Возвратные глаголы

• Совершенный и несовершенный вид глагола
• Слова-действия, близкие по значению.
• Понимание форм глаголов.
• Признак предмета.
• Сравнение свойств и качеств предметов.
• Образование притяжательных прилагательных.
• Профессии.
• Домашние животные и их детеныши.
• Домашние птицы и их детеныши.
• Сходство и различие предметов.
• Родственные слова.
• Сложные слова.
• Анализ звукового состава слова.
• Связная речь
• Пересказ
• Составление рассказа по серии картинок
• Обобщения - Семья
• Обобщения - Ягоды
• Обобщения - Грибы
• Обобщения - Цветы
• Обобщения - Деревья
• Обобщения - Посуда
• Обобщения - Одежда
• Обобщения - Птицы (Дикие птицы)
• Обобщения - Насекомые
• Обобщения - Дикие животные наших лесов.
• Обобщения - Дикие животные жарких стран.
• Обобщения - Транспорт.
• Обобщения - Мебель
• Обобщения - Школьные принадлежности.


• Геометрические формы. Цвет

Назови фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Обведи пальчиком каждую фигуру. Повтори названия. Какого цвета эти фигуры?

Посмотри на эти фигуры и найди, что ты видишь в комнате: круглое, квадратное, треугольное, овальное, прямоугольное.

Ребенок трех лет должен знать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Дети постарше должны различать оттеночные цвета: черный, белый, серый, коричневый, светло-коричневый, голубой, розовый, оранжевый, светло-зеленый, бордовый, фиолетовый, сиреневый. Помогите ребенку найти предметы знакомой формы. (Круглая тарелка, блюдце; прямоугольная дверь, полотенце, стол; овальная ладонь, лицо; треугольный нос; квадратный носовой платок.)


• Игрушки

Как можно назвать одним словом все предметы, нарисованные на картинках? Скажи, для чего нужны игрушки?

Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь использовать в упражнениях хорошо знакомые ему предметы. Например, скажите ребенку: "Дай большой мяч", "Дай маленький мяч" или "Покажи глаза у мамы, у куклы, у мишки" и т.д


• Фрукты

Назови каждый предмет. Как можно назвать одним словом все эти предметы? Где растут фрукты? (В саду.) Что делают из фруктов? Назови фрукты овальной формы. Назови фрукты круглой формы. Назови желтые фрукты. Назови оранжевые фрукты. Какие фрукты сладкие? Какие кислые?


• Овощи

Назови каждый предмет. Назови все предметы одним словом. Где растут овощи? (На грядках в огороде.) Что делают из овощей? Назови овощи круглой формы. Назови овощи треугольной формы. Назови овощи овальной формы. Назови овощи зеленого цвета. Назови овощи красного цвета. Назови овощи оранжевого цвета.


• Четвертый лишний

Спросите ребенка, какой рисунок в каждом ряду не подходит к остальным. Почему? Объяснения могут быть разными: стол, стул, кровать - мебель, а груша не мебель - фрукт; медвежонок, лошадка, кукла - игрушки, а лиса - настоящая (животное); платье, шорты, носки - одежда, а ребенок - не одежда, он ее носит; клубника, земляника и банан растут, а сыр не растет; футболка, сарафан, купальник - летняя одежда, а куртку носят, когда холодно; воробей, голубь, ворона - зимующие птицы, а скворец - перелетная. Закройте чистым листом бумаги ряды картинок, с которыми вы не работаете в данный момент.


• Времена года
ЛЕТО. ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ: ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ
ОСЕНЬ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
Как ты представляешь себе: "Какого цвета лето?" (Зеленого)
"Какого цвета осень?" (Желтого, оранжевого)
"Какого цвета зима?" (Белого)
"Какого цвета весна?" (Голубого)


• Ориентация во времени

Какое время суток? Рассмотри рисунки. Когда это бывает? Почему ты так думаешь?
УТРО

ДЕНЬ

ВЕЧЕР

НОЧЬ


Старший дошкольник должен понимать вопрос quot;Какое время суток?quot;. Можно связать время суток с распорядком дня: quot;Мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночьюquot;. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.
Дни недели
Запомни названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Дети должны понимать вопрос "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д. Объясните слова рано, поздно: "Летом солнышко встает рано и заходит поздно". Слова всегда и никогда также объясните на примерах: "Летом листочки на деревьях всегда зеленые", "Я всегда чищу зубы перед сном", "Корова никогда не ест мяса", "Собаки никогда не летают". (Задайте вопрос: "Почему?") Объясните ребенку слова долго и быстро. Например: "Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро". Придумайте свои примеры со всеми этими словами.


• Ориентация в пространстве

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди), сзади, посередине, справа и слева.
ВПЕРЕДИ

СЗАДИ

ПОСЕРЕДИНЕ

СПРАВА И СЛЕВА

Попросите ребенка указать, где находятся собачка, ваза, дети. Например: "Собачка бежит впереди мальчика", "Собачка бежит за мальчиком (сзади)" и т.д. Если ребенок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Занимаясь с ребенком, обязательно сядьте рядом так, чтобы ваша правая рука была с той же стороны, что и правая рука ребенка. Затем спросите, кто на рисунке стоит справа от мамы, а кто слева от нее. Дайте поручение встать впереди другого ребенка или предмета; позади него; встать справа, слева от другого ребенка или предмета; встать посередине комнаты. Попросите ребенка подойти ближе к окну, встать дальше от него и т.д. Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится дальше, ближе, выше, ниже.
ДАЛЬШЕ - БЛИЖЕ

ВЫШЕ - НИЖЕ

Обратите внимание на то, как ребенок понимает инструкции, насколько точно их выполняет и как быстро переключается на выполнение других поручений.
Понимание предлогов в, на.
ЦВЕТЫ СТОЯТ В ВАЗЕ

ВАЗА СТОИТ НА ПОЛКЕ



Понимание предлогов на - над
ВОРОНА СИДИТ НА КРЫШЕ

ВОРОНА ЛЕТИТ НАД КРЫШЕЙ


Понимание предлогов за - из-за, под - из-под
МАЛЬЧИК СПРЯТАЛСЯ ЗА ДЕРЕВО

МАЛЬЧИК ВЫГЛЯДЫВАЕТ ИЗ-ЗА ДЕРЕВА

КОШКА ЗАЛЕЗЛА ПОД КРЕСЛО

КОШКА ВЫЛЕЗАЕТ ИЗ-ПОД КРЕСЛА


Понимание предлогов со, между
КОШКА ПРЫГАЕТ СО СТУЛА

КАРТИНКА ВИСИТ МЕЖДУ ЧАСАМИ И ТУМБОЧКОЙ


Дети часто затрудняются в употреблении предлогов над, из-за, из-под, со, между. (Предлог между употребляется в значении посередине.) Обратите внимание ребенка на согласование слов после употребления этих предлогов. В младшем возрасте дети иногда не употребляют даже предлоги в и на. Потренируйтесь на аналогичных примерах. После предлога со обязательно должно стоять слово со стечением согласных (со стола, со Светой, со Славой, со сковороды


• Образование множественного числа существительных

Один предмет - много предметов
Назовите один предмет и попросите назвать много таких же предметов. Свое задание вы можете начать так: "Я тебе говорю один предмет, а ты скажи про много". Например: "У Тани карандаш, у Пети карандаш. Что есть у Тани и у Пети?" - "Карандаши", - должен ответить ребенок. Образование множественного числа существительных вызывает у некоторых детей затруднения, т.к. изменяется не только окончание (тарелка - тарелки), но и само слово (ухо - уши). Если ребенок затрудняется, поупражняйтесь на собственных примерах.
СТОЛ

СТОЛЫ


ВОРОБЕЙ

ВОРОБЬИ



• Множественное число глаголов

Что делает? Что делают?
Рассмотри картинки и скажи, кто что делает (например, "Девочка бежит", "Девочки бегут").


Внимательно следите за окончаниями слов и словосочетаний, которые образует ребенок.
Образование новых глаголов с помощью приставок.
Рассмотри картинки и скажи, что делают мальчик, девочка и кошка.


Обратите внимание ребенка на то как изменяется значение слова, если к нему прибавляется приставка. Спросите, например, что нужно сказать, если папа возвращается с работы ("папа пришел"), когда он уходит из дома на работу ("папа ушел"). "А что сделал мальчик, на пути которого оказался камень?" ("Он его обошел"). Попросите ребенка самостоятельно образовать глаголы с приставками. проговорите, что нужно сделать и как сказать, если: оторвалась пуговица - пришить; появилась дырка - зашить; пояс у платья пришит не на месте - перешить; хотим украсить платье - вышить.


• Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Назови ласково


Указывайте сначала на меньший предмет. Попросите ребенка назвать ласково всех членов семьи, а также знакомых и друзей по именам, употребляя уменьшительно-ласкательную форму (Маша - Машенька, брат - братик, сестра - сестренка и т.д.).


• Кто это? Что это?


Объясните ребенку, что вопрос "Кто это?" ставится в том случае, когда предмет, оо котором идет речь, может самостоятельно передвигаться. Спросите ребенка, какой вопрос нужно задавать к словам самолет, автобус - ведь эти предметы передвигаются, но только в том случае, когда ими управляет человек. Или, например, дерево живое, а мы спрашиваем о нем: "Что это?". Помогите ребенку наводящими вопросами.

Если у вас есть "Лото на четырех языках" или подобное ему, предложите ребенку выложить слева картинки с изображениями предметов, отвечающих на вопрос "Кто это?", а справа - картинки с изображениями предметов, отвечающих на вопрос "Что это?". Получится два столбика рисунков (первую картинку в каждом столбике вы можете положить сами). Повторите эту игру. В зависимости от того, как ребенок понял материал, он сможет без вашей помощи выкладывать рисунки и сам находить свои ошибки. Если он хорошо усвоил материал, предлагайте ему названия предметов, а он сам скажет, как можно спросить о них "Кто?" или "Что?". В эту игру можно играть двум детям под руководством взрослых. Дети проверяют друг друга


• Действие и предмет.








Этот материал не сложно понять, если хорошо усвоен предыдущий. Спрашивайте ребена (после того, как расмотрите пару действий): "Кто еще может бежать?", "Что еще может бежать?" (Речка, время). "Идет что?" (Снег, дождь). "Летит кто?" (Бабочка, муха.) "Летит что?" (Вертолет, ракета.) "Висит кто?" (Спортсмен на турнике.) "А к кому можно применить слова читает, угощает, вышивает?" Пусть ребенок сам придет к выводу, что эти действия может делать только человек (в данном случае можно поставить только вопрос "Кто?").

• Определение рода существительных.


Спросите ребенка: "Как еще можно сказать про мальчика (он, она или оно?)" В зависимости от ответа предложит заменить слово мальчик на слово он. Дети часто затрудняются в замене существительных местоимениями, указывающими на род предмета. Помогите ребенку словами мой, моя, мое, мои. "Чей мальчик?". (Он - мой, она - моя, оно - мое, они - мои.) Поупражняйтесь в замене существительных местоимениям. Если ребенок будет легко заменять любое названное существительное нужным местоимением, значит, он усвоил материал.

Поиграйте с ребенком: ориентируясь на хорошо знакомые ему предметы, попросите придумать слово, про которое можно сказать: он (мой) - мяч, она (моя) - ложка, оно (мое) - яблоко, они (мои) - туфли.


• Части предмета.

Покажи и назови части предмета



• Согласование существительного с прилагательным.


Рассмотрите с ребенком рисунки. Выясните, все ли предметы ему знакомы. Затем поиграйте в такую игру: "Я буду называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет". Например, взрослый говорит: "Шар". Ребенок отвечает: "Синий". Взрослый говорит: "Ваза". Ребенок отвечает: "Синяя" - и т.д. Обратите внимание на то, как ребенок согласует название предмета с названием цвета. Если он ошибается, нужно обязательно его поправить. Поиграв с предметами синего цвета, говорим: "А теперь у нас все красное", и игра продолжается по предложенному образцу. Можно попросить ребенка найти, например, красные предметы в комнате, в одежде окружающих. Называть цвета нужно в сочетании с названием предмета: красный фартук, красная кофта и т.д. Прилагательное всегда стоит перед существительным.

• Назначение предметов.


Попросите ребенка объяснить, для чего нужны эти предметы. Пусть он обоснует их необходимость. Например, взрослый спрашивает: "Для чего нам холодильник?" Ребенок отвечает: "Чтобы хранить продукты". Взрослый продолжает: "А почему в холодильнике они лучше сохраняются?" - и т.д.

• Образование прилагательных от существительных.

Из чего сделан предмет?
Скажи, из чего сделаны все эти предметы.

Предложите ребенку рассмотреть рисунки и ответить одним словом, из чего сделаны изображнные на них предметы. Например, кастрюля из металла - металлическая, шарик из резины - резиновый, сумка из кожи - кожаная, ручка из пластмассы - пластмассовая, шапка из меха - меховая и т.д. Внимательно следите за тем, как ребенок образует новые слова с помощью суффиксов. Это часто вызывает у детей затруднения.

Спросите ребенка: "Какое варенье варят из яблок?" (Яблочное.) "Какой сок делают из винограда?" (Виноградный.) Если дети затрудняются, надо подсказать правильные ответы и почаще их повторять.


• Винительный падеж.


Попросите ребенка отвечать на вопросы полными предложениями. Следите за правильным согласованием. собачка увидела белку на дереве. Мальчик несет грибы. Дети рисуют. Мальчик рисует дом. Девочка рисует ежика. Спросите ребенка, что он любит. Кого он любит? Нужно придумать два отдельных предложения. Поиграем! На кого я смотрю? На что я смотрю? Сначала угадывает ребенок, потом взрослый.


• Предложный падеж.


Просите ребенка отвечать на вопросы полными предложениями. Например: "Мама говорит о собачке", "На девочке красивое платье", "Мальчик катается на самокате". Следите за правильным построением предложения.

• Дательный падеж.


Проверьте, правильно ли ребенок отвечает на вопросы. ("Мальчик наливает молоко кошке", "Мальчику трудно нести чемодан", "Девочка пришивает пуговицу к кофте", "Девочке нельзя есть конфеты", "Кошка мешает вязать бабушке", "Собачка бежит к мальчику".)

• Творительный падеж.


Следите за тем, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями, например: "Чем копают грядки?" (Грядки копают лопатой.) Ответы на следующие вопросы ребенок дат по предложенной модели самостоятельно: "Чем вытираются после купания?", "Чем забивают гвозди?", "С чем ходят на рыбалку?", "С кем ты любишь играть?". Предлагайте свои вопросы.

• Родительный падеж единственного и множественного числа.


Обратите внимание на ответы, которые даст ваш ребенок. Следите за тем, чтобы он отвечал полными предложениями. Например: "В лесу много деревьев", "В доме много окон", "На дереве много гнезд". Попросите сказать, чего нет (или мало), например: "У меня нет книги", "В городе мало птиц". В случае затруднения помогайте наводящими вопросами. Родительный падеж множественного числа - один из самых трудных по словообразованию. Здесь даны не только простые формы, но и самые сложные, в образовании которых чаще всего дети ошибаются. Нужно неоднократно повторять и просто заучить: окна - окон, кресла - кресел, ножи - ножей, деревья - деревьев. карандаши - карандашей.

Можно предложить ребенку пересчить до пяти каждый из предметов: пень, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, день, полотенце, блюдце, кольцо, палец, платье. Сначала считайте вместе. Затем попросите назвать предметы с числами 2 и 5, например: "Одно блюдце". Ребенок продолжает: "Два блюдца, пять блюдцев" и т.д. Таким образом, заучивая правильные формообразования, вы одновременно повторяете согласование существительного с числительным. Такие сложные упражнения делайте в несколько приемов.

• Согласование существительных с числительными

Обратите внимание ребенка на то, что количество предметов одинаковое, а говорим оних по-разному (один огурец, одна морковка, одно яблоко).
Рассмотрите петуха, изображенного на рисунке. "Про что у петуха можно сказать одна?" (Одна голова, одна бородка.) "А про что можно сказать два?" (Два крыла, два глаза). "Про что можно сказать один?" (Один хвост, один клюв). "А чего у петуха много?" (Перьев).

Пересчитай по рядам, сколько предметов изображено на каждом рисунке.  

Отвечая на вопрос "Сколько?", нужно пересчитать с ребенком изображенные предметы и попросить обязательно назвать их. Обратите внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числами 2 и 5. Чтобы еще раз в этом убедиться, нужно пересчитать предметы, изображенные на рисунках. Этот материал труден для усвоения, поэтому измененные слова нужно неоднократно повторять и даже заучивать.


• Глаголы со значением передвижения

Пересчитай по рядам, сколько предметов изображено на каждом рисунке.

Поговорите с ребенком о том, как умеют передвигаться другие животные, птицы, насекомые. Например, белый медведь умеет хорошо плавать, ходить, бегать. Страус совсем не умеет летать, зато очень быстро бегает. Пингвин тоже не умеет летать, но прекрасно плавает. Обезьяна прыгает по деревьям. Божья коровка ползает и летает, как многие другие насекомые.


• Возвратные глаголы


Названия действий с окончанием -ся указывают на то, что мальчик (девочка) делает все самостоятельно - для себя.

• Совершенный и несовершенный вид глагола

Попросите ребенка показать, на какой картинке девочка моет куклу, а на какой уже вымыла. То же самое сделайте с другими парами картинок. Ребенок должен понимать, что делается сейчас, а что уже сделано.


• Слова-действия, близкие по значению.


Рассмотрите с ребенком картинки (слева направо) и спросите, что делает мама. Дифференцирует ли он эти действия? Если ребенку все понятно, можно спросить, например: "Из чего можно шить?", "Из чего можно вязать?". "Что можно чистить?" (Рыбу, картошку, ковер, ботинки, платье, кастрюлю, снег.) Попросите придумать предложения со словом чистит, например: "Мама чистит картошку ножом", "Папа чистит ковер пылесосом" и т.д.

• Понимание форм глаголов.

Понимание форм глаголов мужского и женского рода прошедшего времени единственного числа.

Девочку и мальчика зовут одинаково. Задайте ребенку вопросы: "Отгадай, о ком я говорю? Почему ты так думаешь?"


• Признак предмета.


Попросите ребенка описать предмет, подбирая к существительным прилагательные. Подсказывайте, задавая вопросы: "Какого цвета?", "Какой формы?", "Какой на вкус?, "Какой на ощупь?" (О лимоне.) О лисе можно спросить: "Какая по характеру?", "Какие у нее повадки?". (Ловкая). "Чем питается?" (Хищная.) Любой предмет можно описать (устно) по подобной схеме. Попрактикуйтесь на собственных примерах.

• Сравнение свойств и качеств предметов.

Большой - меньше - самый маленький. Маленький - больше - самый большой
Сравни свойства и качества предметов.

Рассмотрите с ребенком рисуни слева направо (каждый ряд отдельно) и спросите, чем различаются изображенные на них предметы.
Прочитайте ребенку сказку "Три медведя". Выделите голосом сравнения, приведенные в сказке большой медведь - Михайло Иванович, поменьше - Анастасия Петровна, самый маленький - Мишутка.
Сравните предметы, начинаая от меньшего к большему (например, играя с матрешками, указывайте сначала на маленькую матрешку, затем на матрешку побольше и, наконец, на самую большу.) Придумайте собственные примеры.

• Образование притяжательных прилагательных.


Показывая ребенку вещи членов семьи, можно спросить: "Чья это расческа?", "Чье это полотенце?", "Чьи это брюки?", "Чей шарф?". Ребенок должен ответить полными предложениями, правильно согласуя слова: "Это Танина расческа", "Это Петино полотенце" и т.д. Прилагательное обязательно должно стоять перед существительным.

Это тема очень трудна для усвоения, так как суффиксы, образующие притяжательные прилагательные, очень разнообразны. Попросите детей образовать притяжательные прилагательные из следующих сочетаний: грива льва - львиная; лай собак - собачий; рога оленя - оленьи; гнездо орла - орлиное, панцирь черепахи - черепаший; пасть щуки - щучья. Обратите внимания. правильно ли ребенок образует новые слова. Поправьте его, если нужно.


• Профессии.



Поговорите с ребенком о каждой профессии. Расскажите, что врачи, например, бывают разные: те, которые лечат детей, называются педиатры. Зубы лечат стоматологи (зубные врачи). Операции делают хирурги. Учителя учат детей в школе, воспитатели - в детском саду и т.д. Расскажите и о других профессиях. Знают ли дети, кому что нужно для работы? Художнику - краски, кисти; футболисту - мяч и т.д. Прочитайте ребенку книгу стихов В. Степанова "Профессии".

• Домашние животные и их детеныши.


Детям 3-4 лет достаточно узнавать животных и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам. Дети постарше должны знать, что ест каждое животное, какую пользу приносит. Например: корова дает молоко и мясо, а из молока делают сыр, собака стережет дом, овца дает мясо, мех и шерсть.

• Домашние птицы и их детеныши.


Детям 3-4 лет достаточно узнавать домашних птиц и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам. Спросите ребенка, почему этих птиц назвают домашними. Кто как подает голос? Что эти птицы дают людям? (Куры - яйца и мясо; утки - яйца и мясо и еще пух. Гуси - мясо и пух. Все перовые подушки набиты утиными и гусиными перьями. Теплые куртки также делают на пуху уток и гусей. Утки и гуси живут около воды и очень любят плавать.)

• Сходство и различие предметов.


Сравнивать следует предметы одного класса (столы со столами, книги с книгами). Помогите ребенку найти знакомые ему одинаковые предметы вокруг себя. Затем подумайте, какие предметы могут быть разными. и наконец, найдите похожие предметы, у которых совпадает только один признак, например цвет. Придумайте предложения с этими словами. Добивайтесь полного понимания и усвоения материала.

Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите, какое сходство есть у ели и сосны (деревья, вечнозеленые, хвойные). А различия? (Цвет ствола, форма кроны. У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие.) Поговорите о грибах. (Подосиновик и мухомор - грибы. У них красные шапочки.) Это сходство. А в чем различие? (Подосиновик - съедобный гриб, а мухомор - ядовитый.) Автобус и троллейбус. (Сходство: это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма. Различие: у автобуса мотор работает на бензине, а у троллейбуса - на электричестве. Автобус может ехать по любому маршруту, а троллейбус по определенному.) Спросите ребенка: "Почему?"


• Родственные слова.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.
Огород - ...
Цветок - ...


В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ
Как научится подбирать родственные слова?
Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
- садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
- садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
- водить - водитель - водительский.
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
- Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
- Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
- Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
- Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
- В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
-
В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
- Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
- Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
- В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
- Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
- В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

• Сложные слова.


Разберите с ребенком каждое слово. Из каких слов оно состоит? Есть и другие сложные слова, знакомые детям: телефон, магнитофон, микроскоп, телевизор и т.д., но они образованы от иностранных слов.
Слова сложного слогового состава

Попросте ребенка повторить за вами сложные слова. Если ребенку трудно, повторяйте каждое слово несколько раз, делите его на слоги. Стремитесь к тому, чтобы отчетливо проговаривался каждый звук. Если ребенок справляется с заданием, добавьте следующие слова: аэродром, электричество, температура, сувенир, строительство, велосипедист, экскурсовод.


• Анализ звукового состава слова.

Какой звук слышишь в начале слова?

Какой звук слышишь в конце слова?

Прочитайте каждое слово сами, выделяя голосом нужный звук. Не огорчайтесь, если ребенок ошибается. Повторите слово несколько раз.
Правильно ли произносит звуки ваш ребенок?


Предложите повторить за вами и другие слова, в которых содержатся трудные для него звуки. Например: С - солнце, сумка; Сь - василек, сено; З - зонт, зубы; Зь - корзина, зима; Ц - цапля, огурец; Ш - шалаш, шишка; Ж - лыжи, лужа; Ч - часы, мальчик; Щ - плащ, щетка; Л - лапа, кулак; Ль - лента, лестница; Р - работа, рубашка; Рь - секрет, рисует; Й - йод; Я - ящерица; Ё - ёлка; Ю - юбка и т.д.


• Связная речь

Составь рассказ по картинке

Что случилось с самокатом? Почему он сломался? Можно ли кататься на самокате по плохой дороге?


Составь рассказ по картинке, используя примерный план:
1. Когда дети пришли в лес?
2. Как они одеты?
3. Что у них в руках?
4. Что (кого) они видели в лесу?
5. Что они принесут из леса домой?
Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой. Как будут одеты дети? Во что они будут обуты?

Что нарисовано на каждой картинке? Составь небольшой рассказ. Скажи, почему заболели эти дети. В своих ответах можно использовать следующие слова: промочить ноги, простудиться, сосулька, немытые овощи. Из рассказов ребенка вам станет ясно, понимает ли он причинно-следственные связи, т.е. что неверные поступки ведут к плачевным результатам.


• Пересказ

Прочитайте и обсудите с ребенком каждый текст. Попросите его пересказать сначала легкие и короткие тексты, а затем - более сложные.
Таня и кукла
Мама подарила Тане большую куклу. Таня очень любила куклу. Шила ей платья, ходила с ней гулять. вечером пела песенки.

Ёж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю яркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох.
Скоро он заберётся в логово на всю долгую зиму.
(По И. Соколову-Микитову)

Бишка.
"А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!" Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.
"Не моё, - говорит, - дело книжки читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, волков да воров пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу - будет с меня и этого".
(По К. Ушинскому)

Мы - ваши друзья!
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы - воробьи, синицы - остались с вами в городе.
Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!
(А. Аксёнова)


Для чего нужны руки.
Спросил как-то дедушка внука:
- Для чего, Петя, людям нужны руки?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А ещё для чего? - спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А ещё?
- Чтобы кошку гладить.
Долго отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, папиным, по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
(По Е. Пермяку)


Зеркальце.
Девочка потеряла на лужайке зеркальце.
Скакал мимо заяц.
- Ой, - заверещал он, посмотрев в зеркальце, - мой портрет!
Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:
- Это мой портрет!
Прилетела ворона:
- Кар! - каркнула она. - Мой портрет!
Но тут прибежала лиса.
- Ах, - пропела она, - какой красивый мой портрет!
Притопал медведь. Глянул и гаркнул:
- Мой портрет и больше ничей!
Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену. Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился:
- Эй, медведь, зачем мой портрет в своей берлоге повесил?
Сосчитай, сколько зверей из рассказа смотрелось в зеркальце. Кто из них прав?


• Составление рассказа по серии картинок

Рассмотрите серии картинок. Предложите ребенку мысленно сложить рисунки по порядку и составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу.

Спросите детей, чего испугаласть мышка. Нужно ли бояться нарисованную кошку? Что случилось с зайцем? Доплыл он до берега? Почему доплыл?

Спросите ребенка, хорошо ли поступил мальчик. Кошки хотели перехитрить друг друга. Удалось ли им это?


Мишка ждёт гостей.
Прочитайте ребёнку историю о том, как мишка ждал гостей. Попросите его показать на картинках каждое действие.
Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: "Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую".
Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.

Хитрый Ёжик.
Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.



• Обобщения - Семья


Кого ты видишь на картинках? Как назвать всех этих людей одним словом? Чем они отличаются друг от друга? Кто старше, кто младше? Почему ты так думаешь?


Объясните ребенку, что в теме "Семья" существуют возрастные и родственные различия. Помогите ребенку сориентироваться в том, где изображены взрослые, а где - дети. Как различаются между собой дети. Самый маленький ребенок - до 1 года - малыш. Дети постарше - мальчик и девочка - ходят в детский сад - дошкольники, мальчик - старший школьник, но еще не взрослый, подросток.
Как различаются взрослые между собой. Мама и папа (родители) - молодые. Дедушка и бабушка - пожилые. Самая старенькая бабушка - старушка. Кем доводятся дети родителям? Мальчик - сын (сыновья), девочка - дочь (дочери). Для бабушек и дедушек все дети - внуки. Между собой дети брат (братья) для девочек и сестра (сестры) - для мальчиков. Хорошо ли знаком ребенок с этими понятиями, правильно ли употребляет форму множественного числа?

• Обобщения - Ягоды

Назови всё, что ты видишь на каждой картинке. Назови рисунки одним словом. Где растут ягоды? Что делают из ягод? Какие ягоды лечебные?


• Обобщения - Грибы

Назови всё, что ты видишь на каждой картинке. Назови рисунки одним словом. Где растут грибы? Для чего их собирают? Какие грибы нельзя есть? Что можно приготовить из грибов? Какие грибы выращивают в теплицах? (Шампиньоны.)


• Обобщения - Цветы

Назови одним словом всё, что ты видишь на этих рисунках. Какие ещё садовые, полевые и лесные цветы ты знаешь?

Обратите внимание ребенка на то, что цветы имеют свои различия. Садовые сажают специально, они требуют ухода. Полевые и лесные цветы - дикие, они растут сами по себе. Спросите ребенка: "Для чего нам цветы?" Поясните, что не только для красоты, из многих цветов делают различные лекарства.


• Обобщения - Деревья

Назови одним словом всё, что ты видишь на этих рисунках. Какие ещё деревья ты знаешь?

Узнаёт ли ваш ребенок на рисунке деревья по плоду и листику? Поскажите ребенку, какой лист у дуба, какой у клена и т.д. Поговорите о том, чем отличается береза от ели. (Береза - лиственное дерево, а ель - хвойное. У березы листья осенью опадают, а ель хвою не сбрасывает и весь год стоит зеленая. У березы ствол белый, а у ели темно-коричневый. У березы форма кроны - овальная, у ели - треугольная.) Спросите ребенка: "Какие деревья называются фруктовыми? Почему?" Попросите ребенка назвать фруктовые деревья, которые он знает.
Задайте вопросы: "Знаешь ли ты части дерева?", "Зачем дереву корень?".


• Обобщения - Посуда

Назови эти предметы одним словом. Из каких материалов они сделаны? Для чего употребляется каждый предмет?

Дети знают посуду, которой пользуются. Спросите ребенка, знакомо ли ему слово "сервиз". Подскажите, по каким признакам предмет можно отнести к сервизу. (По сходной форме и узору.) Какая бывает посуда по способу употребления? (Чайная, столовая, кухонная.) Здесь, как и в предыдущих темах, своя классификация.


• Обобщения - Одежда

Назови все эти предметы одним словом.

Как правило, дети хорошо знают одежду, которую носят. Можно спросить их о сезонном назначении одежды и о том, чем различаются куртка и пальто, куртка и комбинезон. Можно предлагать упражнения на сходство и различие данных предметов. Дайте детям подумать самим, а в случае затруднения помогите наводящими вопросами.


• Обобщения - Птицы (Дикие птицы)

Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови всех одним словом.

Спросите ребенка, каких птиц называют домашними. Чем отличаются дикие птицы от домашних? (Дикие птицы сами себе добывают корм и строят гнезда). Какую пользу приносят птицы? В чем их основное отличие? (Они умеют летать.) Знаешь ли ты части тела птиц?


• Обобщения - Насекомые

Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови всех одним словом. Что ты знаешь о насекомых? Где живут пчёлы? Что они дают человеку? А что тебе известно о муравьях?


• Обобщения - Дикие животные наших лесов.

Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, кто здесь нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них?

Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? (Медведь, ёж.) Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называются их детеныши? По каким признакам можно отличить оленя от лося?

• Обобщения - Дикие животные жарких стран.

Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах)

Спросите ребенка, что он знает об этих животных. Попросите ответить на вопросы: "Какие из них живут около воды?" (Бегемот и крокодил). "На кого из животных наших лесов похож кенгуру?" (На зайца.) "Какая особенность есть у этого животного?" (Носит детеныша в сумке.) "Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?" (Слон).

• Обобщения - Транспорт.

Наземный транспорт
Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Назови одним словом всё, что здесь нарисовано.

Спросите ребенка, почему все, что здесь нарисовано, называется не просто транспорт, а наземный транспорт.
Водный транспорт

Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Как назвать этот транспорт одним словом?
Спросите ребенка: "Для чего нужен транспорт?", "Какой он бывает?", "Какой транспорт может выбрать любой маршрут? Почему?". Назови эти машины. "Какой транспорт ходит по определенному маршруту? Почему?" Назови эти машины. "Чем отличается троллейбус от трамвая?", "Чем отличается велосипед от мотоцикла?", "А самолет от вертолета?", "Знаешь ли ты части автомобиля? Назови их". (Мотор, кабина, кузов, колеса, фары.)

• Обобщения - Мебель

Назови каждый предмет. Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Спросите ребенка, из чего делают мебель. Прочитайте с ним стихотворене С. Маршака "Откуда стол пришел". Какие бывают столы? (Обеденный, письменный, кухонный.) Какие бывают шкафы? (Платяной, книжный.) Что в них хранят? Какая еще мебель бывает в квартире?


• Обобщения - Школьные принадлежности.

Кому нужны эти вещи? (Школьнику.) Назови каждую вещь. Какими словами можно назвать их все вместе? (Школьные принадлежности.) Для чего нужна каждая вещь? Как нужно обращаться со школьными принадлежностями? (Содержать их в порядке.)

Спросите ребенка: "Когда начинается учебынй год? В какое время года? В каком месяце? Какого числа? Как нужно вести себя на уроке? Как нужно вести себя на перемене?" (Школьник должен быть аккуратным. У него всегда должна быть чистая одежда и обувь.)

см. также - Артикуляционная гимнастика для малышей
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ

 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Hosted by uCoz