Hippo

Перейти к содержимому

Главное меню

Чтение

 


В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения чтению, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет "размыть" грань между игрой и учебой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребенка.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становится для многих малышей камнем преткновения.
Давайте же подниматься на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлетом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами."

Содержание страницы:
• Стихи про буквы
• Предисловие - "Как научить вашего ребенка читать"
• Как научить вашего ребенка читать?
• Дидактические игры при обучении грамоте
• Лингвистические основы методики обучения грамоте
• Добукварные занятия
• Обзор основных методов обучения чтению
• Фонетический метод или метод целых слов?


Стихи про буквы
Алфавит
Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.

В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.

Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.

Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-точки добавляем,
Ё - мы букву так читаем.

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.

И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И - меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

А дальше по порядку
Я назову И - и краткое.

К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.

Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква М.

У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –
Получилась лесенка.

Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.

Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

Рисовали цифру 4 –
Букву Ч мы начертили.

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Эта буква Щ как будто...
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.

Твердый знак -Ъ -
пишут так:
Колесо и спичка,
Позади - косичка.

Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

Букву Р перевернули,
И уселись как на стуле,
И назвали букву так -
мягкий знак - Ь.

Буква Э - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.


• Предисловие - "Как научить вашего ребенка читать"

В этом мире все взаимосвязано. И как бы не хотело наше образование остаться в стороне от всеобщего интереса общественного, политического и научного к феномену "человек" к его личности, духовным и нравственным началам, но и оно отразило в себе как в зеркале насущное требование времени. Так, в российском образовании появилась учебная литература, по развитию личности ребенка. В европейском образовании возникли и широко распространились самые различные системы, подходы и методы усовершенствования личности ребенка. К последним можно отнести многолетние исследования и публикации известных специалистов по детскому развитию института ускоренного развития детей, основателем и директором которого является Гленн Доман; труды коллектива института философии для детей М. Липман и - А. Газзард (США); в Германии - школа для малышей Монтессори; работы Р.Коэна по раннему обучению чтению, книгу С.Лупан "Поверь в свое дитя" (Франция)., К.Орфф "Методика обучения музыке", Мартено "Основные принципы обучения музыке и их применение на практике" (Англия) и другие.
Гленн Доман пишет: "Его (ребенка С.) мир начинается изнутри и постепенно разворачивается наружу на восприятие внешнего мира. Это факт, известный педагогам с давних времен".
И с этим нельзя не согласиться. Мы можем только добавить, что педагоги "давних времен" связывали внутренний мир ребенка с сердцем, и восприятие внешнего мира с умом или интеллектом (мозг). И так как человек един, то они полагали, что СЕРДЦЕ, как хранитель совести и духа и МОЗГ, как обитель интеллекта, должны работать всегда В согласии. То есть процесс разворачивания восприятия на мир внешний не должен идти В отрыве от сердца. Наоборот, все запечатления и мысли ребенка от мира внешнего должны передаваться сердцу, получая от него нечто вроде одобрения или санкции, как бы свыше на право существования. Иначе говоря, те мысли, чувства и впечатления, которые, по природе своей совпадают с совестью и духом, должны ассимилироваться и постепенно накапливаться сознанием ребенка, другие не должны отбрасываться как сор. Только согласие работы сердца и мозга формирует гармоничную, здоровую личность ребенка. Похоже, что В отличие от педагогов "тех времен", педагогика "наших времен" предала забвению сей факт. Ведь каждый из нас, просыпаясь утром, устремляет свое внимание на внешнее, следуя психологическому закону "изнутри наружу", и на внешнем зацикливается. Человечество земли давно ведет отрывочное существование от сердца.

Книга Гленна Домана "Научи своего ребенка читать" дает родителям в руки шанс заложить прочное основание для развития уравновешенной, совестливой, здоровой и гармоничной личности ребенка, пока его душу не успели испортить в детсадике и школе. Ведь все зависит от содержания текста первой книжки малыша, которая ложится на его сердце, затем укрепляется во второй, расширяется в третьей и постепенно утверждается первой личной библиотечкой ребенка. Благо сейчас в распоряжении наших родителей находятся разнообразные издания сказочных шедевров мировой литература. Сказки космические, начиная от курочки рябой; сказки мудрые; сказки добрые; сказки с очень тонким поэтическим подтекстом, настоящая сказочная поэзия; сказки народов мира со всеми особенностями быта, культуры, характерами особенностей каждой станы; сказки волшебные, развивающие воображение ребенка и т.д. и т. п. Конечно, родителям придется хорошо потрудиться, чтобы переложить текст изданных книжек на скудный словарный запас малыша для его первой книжки, затем расширить во второй и т.д. Может быть вам даже придется по возможности самим же и проиллюстрировать этот самодельный текст. Но зато совесть родителя будет чиста. Вы дали ребенку жизнь. И вы не только кормите и одеваете его, но вы не сняли с себя самой главной ответственности, ответственности за то, чем будет наполняться душа вашего ребенка. Вы выполнили свой долг перед ребенком полностью, без насилия над разнообразием его внутреннего мира, в благожелательном совместном сотрудничестве с ним, относясь с любовью и уважением к усилиям вашего малыша в овладении этим непонятным и может быть даже страшным для него внешним миром. Вы выполнили свой святой долг родителя перед ребенком, не перекладывая его на детский сад и школу. Вы помогли малышу обогатить сознание, заложив в него прочное духовное и нравственное основание, не отрывая его от сердца, что никакой детский садик и никакая школа пока не делают.
Стадникова Н.А.


• Как научить вашего ребенка читать?

Мы, матери, - скульпторы, а наши дети - это глина. - B.C. Стонер "Естественное образование"
Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают. В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чтению. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым. Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать. Если же вы играете в игру правильно, то оба: вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие. Вам потребуется не более получаса в день. Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.
1. Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4, это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.
2. Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удивительной скоростью.
3. Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.
4. Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.
5. Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.
6. Ребенок до 5 лет может научиться читать и он хочет научиться читать.
7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готовностью, с какой он осваивает язык разговорный.
С какого возраста лучше начать.
Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, довольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-либо учиться? Однажды, одна мама спросила известного специалиста по детскому развитию, с какого возраста ей следует начать обучать своего ребенка? "Что ж, - сказал он - а когда родится ваш ребенок?" "О, ему сейчас всего 5 лет" — ответила мать. "Мадам, бегите быстрее домой, вы потеряли лучшие 5 лет его жизни" - сказал эксперт. Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года. Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его читать, чем если бы ему было 8. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче. Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х). Обучение вашего ребенка складывается из двух жизненно важных принципов; первый - это ваше отношение, ваш подход, второй - это объем и порядок материалов для чтения.


• Дидактические игры при обучении грамоте

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
1. Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").
2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
Ра на
По ра
Ко ра
3. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
4. Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
5. Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
2. Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
4. Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а - а - а - о - о - о - о - а
рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са
Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра "Кто быстрее, кто больше ?".
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".
Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Подбор синонимов, антонимов, анонимов.
1. Труд, работа;
2. День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
3. Лисичка гриб, лисичка животное.
Игра "Сложи словечко".
Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".
Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".
"Звуковые" игры
("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.
Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыk4;ает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

• Лингвистические основы методики обучения грамоте.

Русское письмо является звуковым. Основные фонемы звукового состава речи передаются с помощью специальных букв или их сочетаний. Фонема – это единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками, являющимися её аллофонами. Фонемы бывают сильными и слабыми. Сильная фонема находится в сильной позиции, в которой обладает максимальной различительной способностью.
Слабая позиция находится в слабой позиции, в которой обладает меньшей различительной способностью. Чередование сильной и слабой фонем формирует фонемный ряд. Фонема реализуется в звуках речи (в речевом потоке) – гласных и согласных.
Звуки кодируются на письме буквами. В современном русском языке различают 10 гласных, 21 согласную и 2 буквы, не обозначающие звуков.
В начертании букв имеют место 4 разновидности: печатная, рукописная, прописная, строчная. Буквы делятся на гласные (нейотированные и йотированные) и согласные (парные и непарные по твёрдости-мягкости). Буквы имеют ядерное и периферийное значения. Употребление букв в главном значении (ядерном) регулируется правилами графики, во второстепенном (периферийном) – правилами орфографии. Разные буквы могут обозначать один звук, а одна буква может обозначать 2 звука. Буква может не обозначать звука. В русской графике действует и слоговой принцип. Он используется при обозначениях парных твёрдых и мягких согласных, имеющих один ряд согласных букв в отличие от парных звонких и глухих согласных, которые имеют 2 ряда согласных букв: б-п, в-ф и др.
Мягкость согласных на письме обозначается буквами Ь, Я, Е, Ё, Ю, И, твёрдость согласных на письме передаётся буквами А, О, У, Ы, Э.
Основные положения фонетики и графики составляют научную основу, на которой строятся методические принципы обучения грамоте.

• Добукварные занятия.

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от 1 до 2 месяцев. В это время необходимо устанавить степень ориентации ребенка, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительное восприятие, моторику, объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Обязательно нужно проверить звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи ребенка. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения ребенка в обучении. Такая характеристика поможет в дальнейшем целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, так и индивидуальные особенности ребенка.
Параллельно идёт подготовка детей к обучению грамоте. В период добукварных занятий решаются следующие задачи:
1. Развитие интереса детей к учению.
2. Уточнение, расширение их представлений и речи.
3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.
Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы.
Программный материал добукварных занятий должен быть составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии.
В период добукварных занятий большое внимание требуется уделять развитию зрительного, слухового и речедвигательного анализа и синтеза.
Формирование слухового восприятия начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать неречевые звуки окружающего мира, сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи, узнавать людей по тембру их голоса, определять направление звука.
Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха.
Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов. Параллельно идёт работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводится термин "предложение". Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги.
Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала ребенок воспроизводит звук вслед за учителем или родителем. Затем ребенок учится слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их.
Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр. Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его действия, отбивание такта рукой и т.д.
В период добукварных занятий необходимо уточнять движения артикуляционного аппарата в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции и воспитании чёткости произнесения каждого звука.
Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование у ребенка точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении.
Первоначально ребенка учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее он дифференцирует предметы по всем этим признакам, знакомися с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учится составлять из них различные предметы сначала сам, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения.
В период добукварных занятий необходимы занятия по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения для развития мелких мышц кисти рук могут проводится на уроках ручного труда, рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках русского языка. Упражнения выстраивают в таком порядке:
специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев).
обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.
рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.
рисование предметов, по форме напоминающих буквы.
письмо элементов букв.


• Обзор основных методов обучения чтению

Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово...
Да, очень часто у ребенка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно-единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть текст вверх ногами и прочитать его. Много из прочитанного вы запомните? Легко ли и интересно ли читать таким образом?.. Но ведь ребенок поначалу читает все равно что вверх ногами, он еще не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл читаемого, поэтому мало что из прочитанного он запоминает, и потому чтение для него поначалу - скорее некая забава, чем получение новой информации.
Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребенка читать бегло и схватывая смысл. Многие родители хотят, чтобы их ребенок научился быстро и хорошо читать, и думают, что это зависит от интеллекта, - но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего...
Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу, - научится позе, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успех в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать.
Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению, и к каким результатам они приводят.
Фонетический метод
Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям меду буквами или группами букв и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
Фонетический метод подразделяется на два направления:
1. Метод систематической фонетики - это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.
2. Метод внутренней фонетики - это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способу идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрам ниже, чем у метода систематической фонетики.
Лингвистический метод
Лингвистика - наука о природе и о строении языка; ее наблюдения и выводы используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать знакомые слова, особенно те, которые употребляются наиболее часто. Сначала детям предлагается учиться читать на словах, которые читаются так, как пишутся. Читая такие слова, ребенок учится определять соответствия меду буквами и звуками.
Метод целых слов
Этот метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов. Ребенка не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению; ему показывают целые слова и произносят их, то есть учат ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом, выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова.
Этот метод был очень популярен в 20-е годы XIX века.
Метод "whole-language"
В чем-то напоминает метод целых слов, но здесь больше полагаются на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.
Одна из целей подхода "whole-language" - сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода - фонетические правила не объясняются. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слова неправильно - его не исправляют. Философский аспект этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка, - естественный процесс и дети способны сами его постичь.
Метод Зайцева
Единицей строения языка Зайцев определил склад. Склад - эта пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.
Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад - это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: "Ъ" и "Ь"). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие - на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.
Метод Мура
Основа обучения - интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Его программа включает также устную речь, слушание и письмо под диктовку.
"Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс" О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова


• Фонетический метод или метод целых слов?

Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два - метод целых слов и фонетический метод. Это два глобальных и противоположных по своей основе метода обучения чтению. Давайте разберемся, какой же метод более эффективен для обучения чтению.
До 1930 года было проведено восемь исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В результате исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. После 1930 года исследователи уже ставили эксперименты, чтобы понять, как и в каком количестве надо обучать фонетике.
Был поставлен эксперимент для сравнения метода целых слов и фонологического метода. Для эксперимента взяли группу детей, зачисленных в первый класс (5-6 лет) и еще не умеющих читать. Группу разделили пополам и одну подгруппу обучали чтению с помощью метода целых слов, другую - с помощью фонетического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. Оказалось, что в начале дети, которых обучали с помощью метода целых слов, быстрее читали и лучше понимали прочитанное про себя и читали вслух бегло и с выражением. Дети же, которых обучали чтению с помощью фонетического метода, лучше читали незнакомые слова, как и в начале обучения, так и в любое время дальше. Ко второму классу, к концу обучения чтению оказалось, что "фонетические" дети догнали и перегнали своих одноклассников и лучше читали про себя, лучше понимали прочитанное и имели больший словарный запас, чем дети, обученные читать с помощью метода целых слов.
Лабораторные исследования выявили, что наиболее важным фактором на пути к тому, чтобы свободно читать, является способность распознавать буквы, шаблоны произношения и целые слова легко, автоматически и визуально. Поэтому знание букв и фонологические навыки являются одним из самых важных для развития способности читать.
Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого ребенка, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.
"Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс" О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова


• Как складывать буквы в слоги?

Как помочь ребенку справиться с таким сложным заданием как сложение букв в слоги? Во-первых, каждый раз, когда вы видите, что ребенок забыл букву, надо немедленно подсказать, называя нужный звук, и делать это без упреков и сетований типа: "Я же тебе сто раз говорила!" Во-вторых, после того как ребенок начал тянуть согласный звук ММММ и вы видите, что ему трудно перейти к гласной, поспешите на помощь: поставьте палец на гласную букву и спойте её сами, пусть ребенок только повторяет за вами. В-третьих, после того как ребенок пропел ММММММММААА, помогите ему переориентироваться на мягкое произнесение. Если вы ставите в окошках слог МЯ, а ребенок начинает тянуть твердый МММММ, скажите сами мягко: М М М или напомните: "Теперь мягко". Можно всякий раз, указывая на гласную букву, советовать малышу: "Твёрдо. Теперь мягко. Снова твёрдо". И наконец, помогите ему услышать то, что он прочел. После того как дитя споёт свое ММММММММАААА, повторите слог чуть короче: ММАА. "Что получилось? А какое слово начинается на МА?" Этот вопрос должен возникнуть, как только у ребенка начинают сливаться первые слоги: с первых минут чтение должно быть осмысленным, направленным на выяснение содержания написанного. Чтобы внимание ребенка во время занятий было направлено на значение слова, а не только на усилия пропевания затейте игру "Малыш".
Игра "Малыш"
Сюжет этой игры прост: маленький ребенок только учится говорить. Он еще не выговаривает слова целиком, а произносит первые два звука. Показывая на куклу, он говорит КУ; выпрашивая банан, твердит БА; глядя на собаку, шепчет СА (заметьте, что не СО, а именно СА!) Сначала поиграйте в "Малыш" устно: "Я буду малышом, а ты - мамой. Давай мне то, что я прошу. НО (ребенок может предложить вам нож игрушечный, ножницы, ноты...) МА (машинка, матрёшка, мочалка, морковка...). Теперь ты будешь малышом. Я буду показывать предметы, а ты их называй..."
Познакомив ребенка с условиями игры "Малыш", используйте её при чтении слогов: "Ты - малыш. Ты говоришь вот это (показывает слог). А я буду мамой малыша и угадаю, что малыш просит". Ребенок читает ВА. Вы сразу спрашиваете: "Малыш, наверное, хочет вафлю? Или пряник? Что принести?" - "Конечно, вафлю, - убеждает вас малыш, - я же прочел ВВВААА". Другой поворот сюжета: на столе много предметов-выигрышей. Выиграть предмет ребенок сможет в том случае, если в окошках найдёт тот слог, которым этот предмет назвал бы малыш (МА для марки, ЛЕ для ленты и т.д.).
Отрабатывать слияние букв в слог удобно также в форме слогового лото, где картинку зебры ребенок закроет карточкой со слогом ЗЕ, а картинку крокодила - карточкой со слогом КРО. Кстати, здесь можно впервые ненавязчиво, не в форме исправлений собственноручных детских писаний, намекнуть ребенку на расхождение звучания и написания слов. Взрослый - ведущий долго держит карточку со слогом КРО, дожидаясь, пока игроки её прочтут и поищут нужное слово. Видя, что ребенок игнорирует крокодила (скорее всего, не по рассеянности, а потому что слышит первый слог КРА), подскажите, произнеся слово орфографически: "Бедный кро-ко-дил так хотел бы укрыться своей карточкой".


Упражнения "окошки" и подсобные игры со слогами помогут ребенку открыть тайну слияния согласной с гласной тем быстрее, чем меньше давления будет оказано с вашей стороны и чем больше выдумки вы вложите в эти занятия. Упражнения быстро наскучат ребёнку, если разнообразить только состав читаемых букв. Нужно разнообразить тренировки.

Читать слоги полезно, но скучно. А вот причаливать на катере "Л" к пристани "А" или буква "К" держит за руку букву "О", часть машинки "Д" и другая часть "Е" хотят соединиться в целую машинку.

После того как ребенок начнёт сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начнутся основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё настолько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, тренироваться малышу не хочется. В самом деле, за минуту от с трудом одолевает 6-8 коротких слов, он устаёт от напряжения, а до конца сказки так же близко, как до горизонта. Следовательно, перед вами теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить малышу труд по овладению техникой чтения, чтобы читать ему было не слишком сложно, ибо от непосильной работы ребенок либо откажется, либо надорвётся.
Г.А. Цукерман "Школьные трудности благополучных детей"

см. также - Математика
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ

 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Hosted by uCoz