Главное меню
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения чтению, которые способствуют совершенствованию учебно-
Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становится для многих малышей камнем преткновения.
Давайте же подниматься на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлетом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами."
Содержание страницы:
• Стихи про буквы
• Предисловие -
• Как научить вашего ребенка читать?
• Дидактические игры при обучении грамоте
• Лингвистические основы методики обучения грамоте
• Добукварные занятия
• Обзор основных методов обучения чтению
• Фонетический метод или метод целых слов?
• Стихи про буквы
Алфавит
Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
В -
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.
Д -
С высокой крышею двускатной.
В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.
Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-
Ё -
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 -
И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И -
Одна легла наискосок.
А дальше по порядку
Я назову И -
К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.
Алфавит продолжит наш
Буква Л -
Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква М.
У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-
Получилась лесенка.
Буква О -
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
Говорил недавно кто-
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.
На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.
Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Рисовали цифру 4 –
Букву Ч мы начертили.
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Эта буква Щ как будто...
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.
Твердый знак -
пишут так:
Колесо и спичка,
Позади -
Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
Букву Р перевернули,
И уселись как на стуле,
И назвали букву так -
мягкий знак -
Буква Э -
Увидишь клещи и клешни.
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.
Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
• Предисловие -
В этом мире все взаимосвязано. И как бы не хотело наше образование остаться в стороне от всеобщего интереса общественного, политического и научного к феномену "человек" к его личности, духовным и нравственным началам, но и оно отразило в себе как в зеркале насущное требование времени. Так, в российском образовании появилась учебная литература, по развитию личности ребенка. В европейском образовании возникли и широко распространились самые различные системы, подходы и методы усовершенствования личности ребенка. К последним можно отнести многолетние исследования и публикации известных специалистов по детскому развитию института ускоренного развития детей, основателем и директором которого является Гленн Доман; труды коллектива института философии для детей М. Липман и -
И с этим нельзя не согласиться. Мы можем только добавить, что педагоги "давних времен" связывали внутренний мир ребенка с сердцем, и восприятие внешнего мира с умом или интеллектом (мозг). И так как человек един, то они полагали, что СЕРДЦЕ, как хранитель совести и духа и МОЗГ, как обитель интеллекта, должны работать всегда В согласии. То есть процесс разворачивания восприятия на мир внешний не должен идти В отрыве от сердца. Наоборот, все запечатления и мысли ребенка от мира внешнего должны передаваться сердцу, получая от него нечто вроде одобрения или санкции, как бы свыше на право существования. Иначе говоря, те мысли, чувства и впечатления, которые, по природе своей совпадают с совестью и духом, должны ассимилироваться и постепенно накапливаться сознанием ребенка, другие не должны отбрасываться как сор. Только согласие работы сердца и мозга формирует гармоничную, здоровую личность ребенка. Похоже, что В отличие от педагогов "тех времен", педагогика "наших времен" предала забвению сей факт. Ведь каждый из нас, просыпаясь утром, устремляет свое внимание на внешнее, следуя психологическому закону "изнутри наружу", и на внешнем зацикливается. Человечество земли давно ведет отрывочное существование от сердца.
Книга Гленна Домана "Научи своего ребенка читать" дает родителям в руки шанс заложить прочное основание для развития уравновешенной, совестливой, здоровой и гармоничной личности ребенка, пока его душу не успели испортить в детсадике и школе. Ведь все зависит от содержания текста первой книжки малыша, которая ложится на его сердце, затем укрепляется во второй, расширяется в третьей и постепенно утверждается первой личной библиотечкой ребенка. Благо сейчас в распоряжении наших родителей находятся разнообразные издания сказочных шедевров мировой литература. Сказки космические, начиная от курочки рябой; сказки мудрые; сказки добрые; сказки с очень тонким поэтическим подтекстом, настоящая сказочная поэзия; сказки народов мира со всеми особенностями быта, культуры, характерами особенностей каждой станы; сказки волшебные, развивающие воображение ребенка и т.д. и т. п. Конечно, родителям придется хорошо потрудиться, чтобы переложить текст изданных книжек на скудный словарный запас малыша для его первой книжки, затем расширить во второй и т.д. Может быть вам даже придется по возможности самим же и проиллюстрировать этот самодельный текст. Но зато совесть родителя будет чиста. Вы дали ребенку жизнь. И вы не только кормите и одеваете его, но вы не сняли с себя самой главной ответственности, ответственности за то, чем будет наполняться душа вашего ребенка. Вы выполнили свой долг перед ребенком полностью, без насилия над разнообразием его внутреннего мира, в благожелательном совместном сотрудничестве с ним, относясь с любовью и уважением к усилиям вашего малыша в овладении этим непонятным и может быть даже страшным для него внешним миром. Вы выполнили свой святой долг родителя перед ребенком, не перекладывая его на детский сад и школу. Вы помогли малышу обогатить сознание, заложив в него прочное духовное и нравственное основание, не отрывая его от сердца, что никакой детский садик и никакая школа пока не делают.
Стадникова Н.А.
• Как научить вашего ребенка читать?
Мы, матери, -
Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают. В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чтению. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым. Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать. Если же вы играете в игру правильно, то оба: вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие. Вам потребуется не более получаса в день. Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.
3. Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.
4. Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.
5. Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.
6. Ребенок до 5 лет может научиться читать и он хочет научиться читать.
7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готовностью, с какой он осваивает язык разговорный.
С какого возраста лучше начать.
Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, довольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-
• Дидактические игры при обучении грамоте
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук -
2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
Ра на
По ра
Ко ра
3. Составление схем слогов -
5. Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых -
3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а -
рак -
Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра "Кто быстрее, кто больше ?".
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".
Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Подбор синонимов, антонимов, анонимов.
2. День-
Игра "Сложи словечко".
Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".
Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф -
"Звуковые" игры
("Кто внимательнее?" -
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыk4;ает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А -
• Лингвистические основы методики обучения грамоте.
Русское письмо является звуковым. Основные фонемы звукового состава речи передаются с помощью специальных букв или их сочетаний. Фонема – это единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками, являющимися её аллофонами. Фонемы бывают сильными и слабыми. Сильная фонема находится в сильной позиции, в которой обладает максимальной различительной способностью.
Слабая позиция находится в слабой позиции, в которой обладает меньшей различительной способностью. Чередование сильной и слабой фонем формирует фонемный ряд. Фонема реализуется в звуках речи (в речевом потоке) – гласных и согласных.
Звуки кодируются на письме буквами. В современном русском языке различают 10 гласных, 21 согласную и 2 буквы, не обозначающие звуков.
В начертании букв имеют место 4 разновидности: печатная, рукописная, прописная, строчная. Буквы делятся на гласные (нейотированные и йотированные) и согласные (парные и непарные по твёрдости-
Основные положения фонетики и графики составляют научную основу, на которой строятся методические принципы обучения грамоте.
• Добукварные занятия.
Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от 1 до 2 месяцев. В это время необходимо устанавить степень ориентации ребенка, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительное восприятие, моторику, объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Обязательно нужно проверить звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи ребенка. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения ребенка в обучении. Такая характеристика поможет в дальнейшем целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, так и индивидуальные особенности ребенка.
Параллельно идёт подготовка детей к обучению грамоте. В период добукварных занятий решаются следующие задачи:
1. Развитие интереса детей к учению.
2. Уточнение, расширение их представлений и речи.
3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.
Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы.
Программный материал добукварных занятий должен быть составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии.
В период добукварных занятий большое внимание требуется уделять развитию зрительного, слухового и речедвигательного анализа и синтеза.
Формирование слухового восприятия начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать неречевые звуки окружающего мира, сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи, узнавать людей по тембру их голоса, определять направление звука.
Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха.
Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов. Параллельно идёт работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводится термин "предложение". Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги.
Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала ребенок воспроизводит звук вслед за учителем или родителем. Затем ребенок учится слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их.
Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр. Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его действия, отбивание такта рукой и т.д.
В период добукварных занятий необходимо уточнять движения артикуляционного аппарата в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции и воспитании чёткости произнесения каждого звука.
Работа по развитию зрительно-
В период добукварных занятий необходимы занятия по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения для развития мелких мышц кисти рук могут проводится на уроках ручного труда, рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках русского языка. Упражнения выстраивают в таком порядке:
специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев).
обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.
рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.
рисование предметов, по форме напоминающих буквы.
письмо элементов букв.
• Обзор основных методов обучения чтению
Для взрослых людей чтение -
Фонетический метод
Фонетический метод -
Фонетический метод подразделяется на два направления:
Лингвистический метод
Лингвистика -
Метод целых слов
Этот метод был очень популярен в 20-
Метод "whole-
Метод Зайцева
Единицей строения языка Зайцев определил склад. Склад -
Метод Мура
Основа обучения -
"Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс" О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова
• Фонетический метод или метод целых слов?
Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два -
Был поставлен эксперимент для сравнения метода целых слов и фонологического метода. Для эксперимента взяли группу детей, зачисленных в первый класс (5-
Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого ребенка, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.
"Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс" О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова
• Как складывать буквы в слоги?
Как помочь ребенку справиться с таким сложным заданием как сложение букв в слоги? Во-
Игра "Малыш"
Сюжет этой игры прост: маленький ребенок только учится говорить. Он еще не выговаривает слова целиком, а произносит первые два звука. Показывая на куклу, он говорит КУ; выпрашивая банан, твердит БА; глядя на собаку, шепчет СА (заметьте, что не СО, а именно СА!) Сначала поиграйте в "Малыш" устно: "Я буду малышом, а ты -
Познакомив ребенка с условиями игры "Малыш", используйте её при чтении слогов: "Ты -
Отрабатывать слияние букв в слог удобно также в форме слогового лото, где картинку зебры ребенок закроет карточкой со слогом ЗЕ, а картинку крокодила -
Упражнения "окошки" и подсобные игры со слогами помогут ребенку открыть тайну слияния согласной с гласной тем быстрее, чем меньше давления будет оказано с вашей стороны и чем больше выдумки вы вложите в эти занятия. Упражнения быстро наскучат ребёнку, если разнообразить только состав читаемых букв. Нужно разнообразить тренировки.
Читать слоги полезно, но скучно. А вот причаливать на катере "Л" к пристани "А" или буква "К" держит за руку букву "О", часть машинки "Д" и другая часть "Е" хотят соединиться в целую машинку.
После того как ребенок начнёт сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-
Г.А. Цукерман "Школьные трудности благополучных детей"
см. также -
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ