Главное меню
Знакомство с цифрой и числом.
Для того чтобы усвоение цифр было не механическим, а осознанным, необходимо знакомить с ними ребенка после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Предложите ребенку положить на стол, например, кубик и спросите: сколько кубиков на столе? Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется "цифра". Цифра "один" обозначает число предметов -
Порядковый счет.
Многие дети не различают порядковые и количественные числительные, не осознают их значение. Ребенок должен иметь представление о том, в каких случаях люди пользуются порядковым счетом. Малышу необходимо объяснить, что вопросы "который?", "какой по счету?" требуют особого пересчитывания. При этом каждый предмет получает свой номер в ряду, и для ответа на вопрос "на котором месте" или "который по счету?" существенное значение имеет направление счета. При определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях -
На что надо обратить внимание? Обычно дети затрудняются в согласовании числительных с существительными. Подберите для счета предметы мужского рода, женского рода, например, цветные изображения яблока, сливы и ананаса, и покажите, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два и так далее. Одно яблоко, одна слива, один ананас. Два яблока, две сливы, два ананаса и так далее. Очень часто дети числительное один заменяют словом раз. Когда ребенок начнет считать: "Раз, два, три", остановите его, возьмите в руки, например, мячик и спросите: "Сколько мячиков?" "Один мячик", -
Число 0.
Прежде чем знакомить ребенка с цифрой 0, предложите ребенку пересчитать, например, конфеты в коробке (4 штуки), а потом угостить ими своих родных: одну конфету маме, другую -
Геометрические фигуры.
В начале выясните, знает ли ребенок геометрические фигуры. Если ребенок путает, например, овальную форму с круглой, квадратную с прямоугольной, то необходимо провести рассматривание и сравнение моделей фигур. Фигуры сопоставляют попарно, организуется обследование их осязательными и зрительными путями. Ребенок обводит контур, скользит руками по поверхности моделей -
Сравнение чисел.
Начните со сравнения групп предметов, картинок, фигур, которые располагают друг под другом. Например, вы кладете три красных круга, а под ними два синих. Ребенок сравнивает, каких кругов больше, каких меньше. Объясните почему. После этого можно приступить к сравнению чисел. Количество красных кругов ребенок обозначает цифрой 3, количество синих -
Содержание страницы:
• Игры с геометрическими фигурами
• Стихи про цифру 1 (Единица)
• Стихи про цифру 2 (Двойка)
• Стихи про цифру 3 (Тройка)
• Стихи про цифру 4 (Четверка)
• Стихи про цифру 5 (Пятерка)
• Стихи про цифру 6 (Шестерка)
• Стихи про цифру 7 (Семерка)
• Стихи про цифру 8 (Восьмерка)
• Стихи про цифру 9 (Девятка)
• Стихи про цифру 10 (Десятка)
• Стихи про цифру 0 (Ноль)
• Учим время, часы, времена года, год, месяцы и дни недели
• Математические кроссворды
• Зачем рано учиться считать?
• Дидактические игры для обучения математике дошкольников
• Раннее развитие и счёт
• Два полушария – два типа мышления
• Кому легче учиться в школе?
• Счёт осознанный и неосознанный. Число – это абстрактное понятие.
• Что ещё нужно развивать?
• Что может принести вред?
• Игры с геометрическими фигурами
Данные игры рассчитаны для детей от 8 месяцев.
Прежде чем приступить к занятиям, нужно усвоить несколько простых правил.
-
-
-
-
-
-
-
Как изготовить и играть в игры с геометрическими фигурами.
Вырежете из плотного картона различные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.). Каждой фигуры должно быть по 7 штук. Покрасьте круги, треугольники, квадраты и т.д. в цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Таким образом, у вас должно получится по семь разноцветных фигур каждого вида. Можно сделать фигуры различные не только по цвету, но и по форме: большие и маленькие.
Такой незатейливый материал, поможет Вашим малышам выучить 7 основных цветов, фигуры и формы. Занятия, которые мы предлагаем помогут развить логическое мышление, усидчивость, память, внимание.
Задание 1.
Сложите полоску из различных фигур и попросите ребенка построить такую же. Образец можно оставить у него перед глазами.
Задание 2.
Сложите незатейливые узоры (круг, квадрат, треугольник, круг и т.д.). Попросите малыша продолжить этот узор самому.
Задание 3.
Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или ёлочку). Малыш с удовольствием будет повторять за вами или придумает что-
Задание 4.
Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или домик). Попросите ребенка отвернуться и поменяйте какую-
Задание 5.
Попросите малыша собрать в одну коробку или стопочку все круги, в другую все квадраты и т.д. Можно попросить разделить все фигуры по цветам или по величине.
Задание 6.
Постройте линию из фигур, например, 3 круга и 1 квадрат. Спросите что лишнее? Ответ -
Помните, что никто так хорошо не знает своего малыша, как Вы, дорогие мамочки, проводящие с ним большую часть времени.
• Стихи про цифру 1 (Единица)
Стихи Ирины Гуриной
Длинноносой Единице
Дома, в строчке не сидится!
-
К двойке в гости полечу!
Соберу я чемодан,
Положу один стакан,
Книжку толстую одну,
Щетку с мылом заверну,
Я возьму одну матрешку
И одну большую ложку.
Ярко-
Я возьму с собой один.
Молока один пакет
И один мешок конфет!
Ничего я не забыла?
Ах! Себя не положила!
Единица
Г.Сапгир
В отдельной квартире живет Единица,
И добрых соседей она сторонится.
Сидит у окна эта тощая дама,
И смотрит надменно, и держится прямо.
-
А в мире всего удивительно много!
Много дорог, еще больше дорожек.
Много собак, но не меньше и кошек.
Много прохожих, немало машин.
Есть даже несколько горных вершин.
Сидит Единица, пьет кофе с корицей
Чашку за чашкой как заводная.
И только вздыхает: -
Дети уехали, внуки пропали,
Племянники тоже писать перестали. -
И только недавно пришла ей записка,
А в ней непонятное: "Вы -
• Стихи про цифру 2 (Двойка)
Ирина Гурина
У реки в седом бору
Двойка плакалась бобру:
-
Я ведь плавать не умею!
Шепчут ей два пескаря:
-
Прилетели две стрекозки:
-
Две лисички прибежали,
Двойку дружно утешали:
-
Значит, плавать можешь тоже!
Двойка радостно вздохнула,
Шеей длинною качнула,
В воду теплую зашла
И как лебедь поплыла!
Е.Шварц
В пару нашей единице
Только равная годится.
Например, сапожки лаковые,
По размеру одинковые.
Хоть и не с одной ноги,
Эта пара -
А еще считают парой чашку с блюдцем,
Маму с папой.
• Стихи про цифру 3 (Тройка)
Ирина Гурина
Не сидит без дела Тройка,
Затевает тройка стройку.
Тройка главный командир,
И прораб, и бригадир!
Три веселых комара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несет три кирпича.
С молотками три котенка,
Гвозди носят три утенка.
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.
Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришел, помог:
Получился теремок!
Е.Шварц
Три размера есть:
Длина,
Высота и ширина.
Время
На три делят люди:
Что прошло,
Что есть,
Что будет.
Но важней всего семья:
Трое:
Папа, мама, я!
• Стихи про цифру 4 (Четверка)
Ирина Гурина
Как-
Собралась пойти на горку.
В теплых варежках, в ушанке,
За собою тащит санки.
На пластмассовой тарелке
Едут вниз четыре белки.
А четыре куропатки
Под горой играют в прятки.
На горе четыре мыши
Перепутали все лыжи,
А ежи, четыре братца,
Помогли им разобраться!
Лось на четырех ногах
С теплой шапкой на рогах
На дороге снег топтал,
На санях зверей катал!
Е.Шварц
Мчится над землей
Карета.
Осень в ней,
Весна и Лето.
Правит лошадьми сама
Белоснежная Зима.
У четверки путь далек:
Север, Запад.
Юг, Восток!
• Стихи про цифру 5 (Пятерка)
Ирина Гурина
Чем так занята Пятерка?
У нее идет уборка!
Воду носят пять бобров,
Окна моют пять коров.
Пять мышей несут метелку,
Пять гусят ей чинят полку,
Пять котят белье стирают,
Пыль повсюду вытирают,
Пять веселых комаров
Выбивают пыль с ковров,
Пять зеленых лягушат
К ним на выручку спешат.
Моют пять ежей посуду.
Чисто стало – просто чудо!
За столом потом сидели,
Пили чай и плюшки ели!
* * *
У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать –
На руке их ровно пять.
* * *
В школе буду получать
Я по всем предметам пять
Я с Пятеркою всегда
Буду не разлей вода.
* * *
У звезды есть пять детей
Пять сверкающих лучей
По ночам они не спят
Всем светить они хотят.
* * *
Завтра будет Мише пять,
Знает это цифра Пять.
Пять подарочков она
Подарить ему должна.
* * *
Е.Шварц
Все должны об этом знать,
Чувств у человека -
Это обоняние,
Вкус и осязание.
Не забудь о главных двух:
-
• Стихи про цифру 6 (Шестерка)
Ирина Гурина
За столом сидит Шестерка.
Перед ней печенья горка.
Шесть огромных шоколадок,
Шесть прозрачных мармеладок,
Шесть коробочек зефира,
Шесть бутылочек кефира.
Съела все Шестерка, встала,
А потом в дверях застряла!
-
-
Шесть мышат над ней смеются,
Шесть шмелей над цифрой вьются!
-
В двери точно не пройдет!
Чтобы в эту дверь пролезть,
На диету надо сесть!
Е.Шварц
Теплых континентов -
Пять.
Есть где людям погулять!
-
-
-
Там пустынные места.
Все покрыто слоем льда.
В море ходят льдины,
А на них пингвины.
(это антарктида)
• Стихи про цифру 7 (Семерка)
Ирина Гурина
Однажды Семерка гуляла в лесу:
Корзина в руках и очки на носу.
В волшебном лесу расцвела красота,
В корзинке огромной спала пустота!
Семь зайцев на встречу скакали гурьбой:
-
По лесу зеленому зайцы бродили
И вместе с Семеркой грибы находили!
Семь толстых волнушек в болоте нашли,
Семь желтых лисичек под елкой росли,
Семь белых грибов на поляне стоят,
А рядом семья – семь веселых опят!
Вот семь сыроежек, семь скользких маслят,
Семь рыжиков славных в тенечке шалят.
Удачной грибная охота была:
Семерка корзину едва подняла!
Е.Шварц
Кто со сцены нам поет,
Знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это
Ясно всем!
В сказках Цифра Семь живет,
В гости всех детишек ждет,
Гномов семь и семь козлят
С ними поиграть хотят.
* * *
Сколько дней в неделе?
Семь. Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-
К ноткам цифра семь пришла,
Семь им звуков принесла.
Стали нотки распеваться
В звуки стали наряжаться.
• Стихи про цифру 8 (Восьмерка)
Ирина Гурина
Восьмерка зимою смотрела в окно:
Снежинки летели, и было темно!
Зажегся фонарь, и в ночном серебре
Увидела друга она во дворе.
Скучали на лавочке восемь котов,
Машины стояли различных цветов.
Не глядя на кошек, печатая шаг,
Гуляли по улице восемь собак.
Под крышею восемь сосулек висели,
И восемь сорок на березу присели.
Стоял снеговик посредине двора.
Сказал он Восьмерке:
-
Смотри-
Ты из кружков, и я, видишь, тоже!
Восьмерка ответила:-
Похоже, ты выше на целый кружок!
Е.Шварц
Быстро ходит Осьминог.
-
Быстро нить плетет Паук.
-
Кто бы мне приделать смог
Восемь рук
И восемь ног!
• Стихи про цифру 9 (Девятка)
Ирина Гурина
В теремке жила девятка:
Спать любила сладко-
Красный бантик над макушкой,
Хвост веселой запятушкой.
Как-
Чудо-
Девять радужных стрекоз
Ей венок сплели из роз,
Девять быстрых окуней
На волнах играли с ней,
Девять уток с ней летали,
Девять лис ее катали,
Девять ярких мотыльков
К ней спустились с облаков.
А потом притопал слон
И спугнул чудесный сон!
Е.Шварц
Больше этой цифры -
Девять шариков -
По физическим законам
Кружат в космосе бездонном
Возле солнечной звезды
А на третьей
Я и ты!
• Стихи про цифру 10 (Десятка)
Ирина Гурина
Шла десятка в магазин
С целым ворохом корзин.
Там купила десять книжек,
Десять маковых коврижек,
Десять кубиков купила,
Десять кружек не забыла,
Десять розовых тарелок
И зачем-
Десять спелых сочных груш,
Наступила в десять луж,
Еле-
Чуть добро не уронила!
Занесла она багаж
На десятый свой этаж.
А потом себя спросила:
-
В.Н.Савичев
Словно старшая сестричка,
Ведет нолик единичка.
Только вместе пошагали,
Сразу цифрой десять стали.
Е.Шварц
Десять -
Можешь пальцы сосчитать!
Пишем так:
Один десяток,
Единицы ни одной.
Единицы -
Значит справа ставим "ноль"!
• Стихи про цифру 0 (Ноль)
Е.Шварц
Нолик -
Как Земля.
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль -
Пишем "0",
И ясно всем:
Здесь чего-
• Учим время, часы, времена года, год, месяцы и дни недели
Ребенок получает представление о времени задолго до того, как начнет определять его по часам и календарям. Еще не умея выговаривать свой возраст, он уже может показать "сколько годиков" на своих пальчиках. Малыш в 2-
Занимаясь по материалам данного раздела, ваш малыш научится различать и называть по порядку дни недели, времена года и месяцы, познакомится с их характерными особенностями.
Перед тем как выполнять задания, побеседуйте с ребенком, объясните ему, что нужно сделать. Обязательно отвечайте на вопросы малыша, поощряйте его любознательность и речевую активность. Активизируйте в речи ребенка использование порядковых числительных (первый, второй, третий...) и сравнительных прилагательных (старше, самый старший, младше, самый младший и т.д.). Если некоторые вопросы покажутся маленькому ученику слишком сложными, помогите ему, объясните задание еще раз. Полученные знания старайтесь закреплять и в повседневной жизни.
Ребенок к 6-
-
-
-
• Математические кроссворды
Кроссворды для детей 7-
Кроссворд № 1
По горизонтали: 1. Число. 3. Мера массы.
По вертикали: 1. Название месяца. 2. Число, получаемое при сложении. 3. Знак сравнения.
Кроссворд № 2
По горизонтали: 1. Цифра, состоящая из двух крючков. 6. Число, которое состоит из одного десятка и трёх единиц.
По вертикали: 2. Два выражения, которые соединены знаком "равно". 3. Наибольшее однозначное число. 4. Название месяца. 5. Единица измерения длины.
Кроссворд № 3
По горизонтали: 3. Название знака действия. 4. Осенний месяц.
По вертикали: 1. Геометрическая фигура. 2. Мера для измерения жидкостей.
Кроссворд № 4
По горизонтали: 3. За сколько сольдо Буратино продал свою азбуку? 5. Инструмент для черчения отрезков.
По вертикали: 1. Число, которое вычитают. 2. Единица длины. 4. Денежная единица.
Ответы на кроссворды:
Кроссворд № 1. По горизонтали: 1. Два. 3. Килограмм. По вертикали: 1. Декабрь. 2. Сумма. 4. Равно.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. Три. 6. Тринадцать. По вертикали: 2. Равенство. 3. Девять. 4. Март. 5. Дециметр.
Кроссворд № 3. По горизонтали: 3. Минус. 4. Сентябрь. По вертикали: 1. Отрезок. 2. Литр.
Кроссворд № 4. По горизонтали: 3. Четыре. 5. Линейка. По вертикали: 1. Вычитаемое. 2. Метр. 4. Рубль.
Автор: Суркова О.П.
• Зачем рано учиться считать?
Когда малыша можно научить считать? Многие родители стремятся это сделать как можно раньше, порой, прямо с пелёнок. Уж до трёх то лет обязательно, ведь "после трёх уже поздно"! А зачем? Конечно, нет сомнения в необходимости обучению навыкам счёта, но оправдано ли такое раннее обучение? Рассмотрим возможные аргументы тех, кто за ранний счёт.
1. Чтобы стал лучшим счетоводом, занимал первые места на арифметических конкурсах! А существуют ли вообще такие конкурсы? Если даже и существуют, то сколько раз в жизни можно на них поучаствовать? Я думаю, вряд ли эта прозаическая цель вдохновляет родителей на обучение ребёнка раннему умению считать.
2. Без хороших навыков счёта не проживёшь! Вообще сомнительное утверждение. Даже те профессии, которые требуют обязательного счёта: кассир, бухгалтер, продавец уже немыслимы без использования калькулятора и компьютера.
3. Счёт развивает математическое мышление. Скорее всего, эта мысль и подталкивает родителя позаниматься с ребёнком счётом. И если малыш рано научился считать, то это уж точно математические способности! В это можно было бы поверить, если бы не одно но. Многие профессора математики, преподаватели математических вузов не стесняются признаться, что считают неважно. А вот обладатели противоположных профессий, скажем музыканты, языковеды, порой могут похвалиться отличным и быстрым счётом в уме. Это наталкивает на мысль, что навык счёта и математическое мышление не совсем последовательно связанные между собой понятия. То есть хорошо считающий ребёнок, не значит обладающий математическими задатками.
4. Считая, ребёнок развивает свой ум и память. Тоже сомнительное утверждение. Встречаются умственно отсталые дети, которые научились отлично считать. Но практика счёта никак не повлияла на их общие умственные способности.Память тоже с помощью счёта не улучшишь. Психологами установлено, что простое механическое заучивание не развивает память. Если ребёнок легко запоминает длинные стихи, то он уже обладает хорошей механической памятью. Если же память плохая, то её следует развивать, но не механически, заучивая длинные тексты. А следует учить ребёнка воображению и умению строить логические и ассоциативные связи, привлекая для этого все органы чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Правда все-
• Дидактические игры для обучения математике дошкольников
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
-
-
-
-
-
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник-
Затем игра усложняется. Дети строются с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
-
-
-
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
• Раннее развитие и счёт
Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте -
Сиротюк А.Л. в своей книге "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" пишет: "Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются". Автор утверждает, что при раннем обучении ребенка (до 5-
Вывод прост: до 5 лет заучивать с ребёнком обозначение цифр, чисел, дробей, запоминать таблицу умножения, тренировать в счёте, заучивать большое количество геометрических фигур вредно для ребёнка. Так как такой способ обучения входит в противоречие с естественным развитием головного мозга, а точнее перегружает неокрепшее левое полушарие и тормозит развитие правого. Дети, которые получают такое "однобокое обучение" могут прекрасно его усваивать (обычно это дети с преобладанием левополушарного типа развития), или упорно не воспринимать информацию (правополушарный тип развития). Первые считаются умными, но чаще выигрывают последние, так как не утрачивают, а сохраняют свой правополушарный потенциал.
Следует заметить, что обучать ребёнка чтению на порядок проще, чем счёту. Если за абстрактным символом буквы стоит конкретный звук или два звука, а за слогом, складом -
Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), и у которых дети рано начали считать и читать, а в последствии хорошо учиться в школе, боготворят и "раннее развитие". На самом же деле это "левополушарные" дети (то есть в развитии у них доминирует левое полушарие), которые могут в силу особенностей своего физиологического строения легко воспринимать левополушарную подачу информации, то есть изучение цифр, букв, счёта, чтения, сюда можно отнести и современную школьную форму обучения. Так как ребёнок учится хорошо, то все негативные последствия левополушарного обучения, например частые простуды, никак не связываются с ранним обучением. Кстати, те же негативные последствия можно получить, если ребёнка раньше отправили в школу или слишком интенсивно готовили к поступлению в первый класс.
Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), но у которых дети так и не начали считать и читать, даже по методикам Зайцева или Глена Домана, имеют "правополушарного" ребёнка (то есть в развитии у него доминирует правое полушарие). Ему и в школе учиться будет сложнее, так как современная школа имеет левополушарную направленность. Эти дети попадают в ситуацию, которая была бы сравнима с тем, как если бы леворукого человека заставляли бы всё делать правой рукой, да ещё при этом осуждали бы за крайнюю неловкость (кстати, был период, когда в педагогике настойчиво переучивали левшей, что плохо влияло на их развитие). Но, как известно, блоху то подковал Левша! Обучая таких детей левополушарным способом, мы не даём раскрыться их творческим способностям, и способствуем развитию у них опять же эмоционально-
Получается такое "раннее развитие" вредно для любого ребёнка как правополушарного, так и левополушарного. Ведь ребёнок получает информацию, которую полностью переварить ещё не может, поэтому ему приходится её проглатывать как есть, не почувствовав даже вкуса, то есть не поразмыслив над ней. Как же правильно развивать ребёнка? Прежде всего, до определённого времени, до трёх лет, забудем про счёт (достаточно считать до трёх или даже двух), а про обозначение чисел цифрами -
• Два полушария – два типа мышления
Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.
Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6—7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-
Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое — ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-
• Кому легче учиться в школе?
Ясно, что легче учиться "левополушарным", обучение ведь прямо таки подстроено под них. А вот "правополушарные" и учатся читать дольше и считают медленнее и грамотностью не отличаются, зато хорошо рисуют и поют. А лучше всё-
Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: "Все есть число...", а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения и понял, что свет является одновременно потоком частиц и волной. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам мира, создал теорию относительности. Для ее создания необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. Вместе с тем, Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по математике, физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным, так как был не склонен к логическому мышлению и двухмерному изучению математики. Вот как о нём пишет автор книги "Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем" В. В. Иванов. Альберт Эйнштейн, по мнению Вячеслава Всеволодовича Иванова, был человеком ярко выраженного правополушарного типа. Судя по его биографии, в наше время он считался бы ребенком с диагнозом "Задержка психического развития" и учился бы в коррекционном классе. Принадлежа к культуре, которую принято называть "левополушарной", мы в качестве главного критерия оценки развития выдвигаем критерий речевого развития. Как раз здесь у Эйнштейна и было слабое место. Он поздно научился говорить и отличался плохо развитой речью. Обучаясь в школе, маленький Альберт продолжал использовать словечки "детского" языка типа "баба" вместо "бабушка" и "киса" вместо "кошка". И уж конечно не владел оборотами "исходя из вышесказанного" или "сделаем соответствующий вывод". Спустя много лет, уже, будучи физиком с мировым именем, он говорил, что задержка в усвоении словаря взрослых помогла началу его научных размышлений. К тому возрасту, когда он с опозданием стал пользоваться немецкими словами "время" и "пространство", он уже понимал: никто из взрослых, как следует, не знает, что эти слова значат. Слова, пишет Вячеслав Всеволодович Иванов, всегда играли для Эйнштейна подсобную роль, если не мешали ему. Его мышление протекало в несловесных правополушарных образах. Недаром он был отличным музыкантом. А как вообще учились в школе гении? Ниже приведены интересные факты из "Горячей десятки Анны Романовой"
10 место:
Пушкин написал свои первые стихи (на французском языке, конечно) в 5 лет, за что был осмеян старшей сестрой Ольгой. В лицее стихи тоже поначалу не пользовались большим успехом. Более хвалили лицеиста Илличевского, он был и остроумнее, и ловчее подбирал рифмы (в отличие от Пушкина, который с рифмами мучился). Но к выпускному (16 лет), все уже поняли, что Илличевкский -
9 место:
Создатель периодической таблицы Дмитрий Менделеев, оказывается, несколько раз сдавал приемные экзамены в университет, и всякий раз "проваливался" на химии.
8 место:
А Гегелю в свидетельстве об окончании университета написали, что он -
7 место:
Знаменитый русский портретист Павел Федотов при выпуске из кадетского корпуса был признан "в рисовании и черчении ситуационных планов ленивым и посредственным чрезвычайно".
6 место:
Элтон Джон в детстве посещал специальные занятия, проводимые в академии для юных музыкальных дарований. Так вот, там его считали полной бездарность, и в то, что у него что-
5 место:
Вице-
4 место:
Франциско Гойа в Сарагосе, куда его послали на обучение, проявлял гораздо большие таланты в пении серенад, исполнении арагонской хоты, а также в дуэлях. После одной из них он выжил чудом, но даже это не заставило его серьезней относиться к живописи.
3 место:
Обидчивый, маленького роста и плаксивый Ньютон в школе был одним из самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что через несколько десятков лет его будут называть "Небесным существом, совсем непохожим на смертных".
2 место:
А к одному гимназисту родители были даже вынуждены взять репетитора по русскому языку и литературе. Этого гимназиста интересовало все, что угодно, только не российская изящная словесность. Этого гимназиста звали Александр Блок.
1 место:
Эйнштейн в детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Для него было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а родители опасались за умственные способности своего сына. Сам Эйнштейн был удивлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых известных людей в мире. У него было только два правила. Первое -
• Счёт осознанный и неосознанный. Число – это абстрактное понятие.
Порой бывает, если малышу часто читали одну и ту же книжку, то он её так хорошо запоминает, что пересказывает наизусть, переворачивая в нужном месте листы. Со стороны может показаться, что он умеет читать. Но стоит дать ему незнакомый текст, и ясно, что это не так. Со счётом может происходить похожая история. Разница лишь в том, что взрослый не всегда чётко представляет, чем же отличается, осознанный счёт от неосознанного счёта. Это происходит потому, что некоторые вещи, очевидные для взрослого, для ребёнка, порой, являются загадкой. Так исследования знаменитого психолога Ж. Пиаже (впоследствии эти исследования назвали "признаком Пиаже") показали, маленькие дети не понимают, что количество воды будет одним и тем же и в узком стакане, где уровень воды поднимается высоко, и в широком, где уровень воды низок. Они не понимают этого даже тогда, когда воду переливают в их присутствии, и они видят, что ее количество не уменьшилось и не увеличилось. Если малышу предложить сравнить несколько крупных предметов с аналогичными маленькими предметами, и спросить каких по количеству предметов больше, он будет показывать на большие предметы, даже, если их количество явно меньше. Мало того, если перед ним разложить несколько предметов одинаковой формы, а затем раздвинуть эти предметы так, чтобы они занимали большую площадь, при этом, задав вопрос, предметов стало больше, меньше или осталось столько же, он будет утверждать, что количество их увеличилось. Некоторые дети, заучив порядковый счёт, не умеют правильно пересчитывать, то есть каждому номеру ставить в соответствие последовательно один предмет. Возникают и затруднения, если уже от заданного количества требуется продолжить счет. Все эти трудности говорят о ещё несформированном понятии числа, над которым следует работать. В противном случае данное понятие может не сформироваться и в первом классе, что значительно затормозит процесс усвоения предмета математики. Проверить, умеет ли ребёнок считать осознанно, можно с помощью несложного теста:
-
-
-
Но даже, если ребёнок справляется со всеми заданиями, полное понимание понятия числа может так и не прийти, если он не осознает, что данное математическое понятие является абстракцией. Часто ребёнку и не приходится задумываться над этим, ведь взрослый заведомо предлагает ему пересчитать конкретные единичные предметы. Выше мы уже говорили, о том, что простой счет не является гарантией развития математических способностей. Понимание же того, что в единицу счёта может входить несколько объектов, или, что одному объекту может соответствовать разное число, в зависимости от используемой мерки, подводит ребёнка к более глубокому пониманию понятия числа и способствует уже развитию у него предпосылок математического мышления. Такое правильное введение числа, и, к тому же, преподносимое правополушарным способом, то есть образно, к сожалению, большая редкость (современные дошкольные программы вовсе не ставят перед собой такую задачу). В основном обучение сводится к практическому счёту, и даже, если ребёнок пересчитывает большие и маленькие предметы, а затем, их сравнивает по количеству, а не по величине, то делает это не из-
• Что ещё нужно развивать?
1. Сенсорные способности.
Очень важно развивать сенсорные навыки: зрение, слух, осязание, моторику. И, если есть возможность, расширять кругозор малыша большими и малыми путешествиями. Один поход в зоопарк откроет мир животных, как ни одна энциклопедия в картинках. Ведь картинок правому полушарию мало! Вы когда-
2. Воображение.
3. Гармонизация полушарий
4. Логика и нестандартное мышление.
5. Развитие чувства пространства и конструктивных навыков.
А что такое "пространственное воображение"? Пространственное воображение– это умение "видеть", представлять фигуру, как она есть, то есть со всех сторон одновременно. Пространственное воображение – это умение "двигать" фигуры в уме и представлять, что получится в результате перестановки. Но традиционно изучение геометрии с дошкольниками не связывают с воображением, а в основном сводят к изучению названий фигур (левополушарное занятие). Дети не исследуют фигуры и не знакомятся с их свойствами. Вне обучения обязательно нужно дать возможность реализоваться потребностям ребёнка в освоении им пространства. У малыша должны быть кубики, конструктор "Лего", и другие варианты конструкторов. Очень полезны игры типа, "Сложи квадрат", "Уголки", "Колумбово яйцо" и другие. Важна и двигательная активность, любые подвижные игры, танцы. Мы должны не забывать, что, развивая вообще воображение ребёнка, мы тем самым способствуем и развитию его пространственного воображения.
• Что может принести вред?
Мы говорили о том, что надо делать, теперь поговорим о том, что делать не надо. Взрослым придётся признать, что каждый ребёнок имеет право на свой темп развития. Практика показывает, что порой отстающий ученик, может, впоследствии, и обогнать сверстников. Но это происходит только в том случае, если взрослые сами не затормозили его развитие. Ребёнок же, как кажется, опережающий ровесников, в будущем может стать и заурядным. Поэтому важен не темп, с которым ребёнок усваивает материал, а сам способ усвоения. Отсюда следует, что нельзя приучать ребёнка получать знания пассивно, то есть бездумно, с помощью алгоритмов и механического заучивания. А в процессе обучения не конструктивно его критиковать, торопить или заставлять. Вредно загружать абстрактной символикой (цифрами, нотами) неокрепшее левое полушарие до 5 лет, что приводит лишь к пассивному знанию, а не к развитию.
Вредно ограничивать ребёнка в движении, что может затормозить процесс гармонизации полушарий головного мозга. Перевес количества левополушарных занятий и левополушарный способ подачи материала крайне вредны для дошкольников. Отсюда следует, что необходимо строго ограничить детей в дополнительных занятиях математикой, грамотой, английским, заменив их рисованием, танцами, пением. А подготовку к школе, лучше доверять специалистам дошкольного образования, а не учителям начальных классов, которые не ознакомлены с психологией и физиологией дошкольника. Следует помнить, что такая перегруженность головного мозга может привести к нежелательным последствиям в развитии ребёнка, к его чрезмерной болезненности. Что, в свою очередь, ведёт к ограниченности его творческого потенциала, и тормозит развитие мышления.
Марина Султанова
см. также -
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ