Hippo

Перейти к содержимому

Главное меню

Математика

 


Знакомство с цифрой и числом.
Для того чтобы усвоение цифр было не механическим, а осознанным, необходимо знакомить с ними ребенка после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Предложите ребенку положить на стол, например, кубик и спросите: сколько кубиков на столе? Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется "цифра". Цифра "один" обозначает число предметов - один кубик. Далее можно показать ребенку цифру 1, предложить раскрасить ее. Точно так же можно познакомить ребенка и с другими цифрами.

Порядковый счет.
Многие дети не различают порядковые и количественные числительные, не осознают их значение. Ребенок должен иметь представление о том, в каких случаях люди пользуются порядковым счетом. Малышу необходимо объяснить, что вопросы "который?", "какой по счету?" требуют особого пересчитывания. При этом каждый предмет получает свой номер в ряду, и для ответа на вопрос "на котором месте" или "который по счету?" существенное значение имеет направление счета. При определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях - указывать, в каком направлении велся счет.
На что надо обратить внимание? Обычно дети затрудняются в согласовании числительных с существительными. Подберите для счета предметы мужского рода, женского рода, например, цветные изображения яблока, сливы и ананаса, и покажите, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два и так далее. Одно яблоко, одна слива, один ананас. Два яблока, две сливы, два ананаса и так далее. Очень часто дети числительное один заменяют словом раз. Когда ребенок начнет считать: "Раз, два, три", остановите его, возьмите в руки, например, мячик и спросите: "Сколько мячиков?" "Один мячик", - отвечает ребенок. - "Правильно, один мячик. Нельзя сказать "раз мячик". И считать надо так: один, два...".


Число 0.
Прежде чем знакомить ребенка с цифрой 0, предложите ребенку пересчитать, например, конфеты в коробке (4 штуки), а потом угостить ими своих родных: одну конфету маме, другую - папе, третью - бабушке, четвертую - дедушке. В коробке не осталось ничего. Это можно записать цифрой. На письме "ничего" обозначается цифрой 0. Ноль ставят самым первым слева в ряду других цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.Знакомство с понятиями "больше", "меньше", "столько же". Это знакомство начните с использования различных мелких предметов (пуговицы, палочки, камешки, геометрические фигуры). Например, попросите ребенка отсчитать четыре кружка и три квадратика и разложить их в два ряда, один под другим, сверху кружочки, снизу - квадратики. Раскладывать нужно так, чтобы под кружком лежал квадратик. Ребенок увидит, что одному кружку не хватило пары. Значит, кружков больше, чем квадратиков, а квадратиков меньше, чем кружков. Если убрать один кружок, то квадратиков будет столько же, сколько кружков.

Геометрические фигуры.
В начале выясните, знает ли ребенок геометрические фигуры. Если ребенок путает, например, овальную форму с круглой, квадратную с прямоугольной, то необходимо провести рассматривание и сравнение моделей фигур. Фигуры сопоставляют попарно, организуется обследование их осязательными и зрительными путями. Ребенок обводит контур, скользит руками по поверхности моделей - таким образом, обеспечивается общее восприятие формы. Большую пользу принесут занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Например, надо посчитать количество треугольников или квадратов в составленной фигуре или найти картинку, составленную из определенных фигур. Такого рода задания развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей у детей. Знакомство с геометрическими фигурами пройдет успешнее, если ребенок, например, сложит фигуру из палочек, слепит из пластилина, вырежет из бумаги или сконструирует. Очень полезны будут игры на установление приблизительного сходства предмета с геометрической фигурой. Спросите ребенка, на что похож овал (на огурец, дыню, яйцо), треугольник (на крышу дома, на пирамидку), круг (на солнышко, мяч) (см. Игра "Ассоциации").

Сравнение чисел.
Начните со сравнения групп предметов, картинок, фигур, которые располагают друг под другом. Например, вы кладете три красных круга, а под ними два синих. Ребенок сравнивает, каких кругов больше, каких меньше. Объясните почему. После этого можно приступить к сравнению чисел. Количество красных кругов ребенок обозначает цифрой 3, количество синих - цифрой 2. Сравнивает числа: три больше двух. Далее вы должны научить ребенка писать математические знаки сравнения <, >, =.
Учитывая возрастные особенности ребенка, длительность одного занятия должна быть не более 20 минут. Причем 2-3 минуты следует отвести на физкультминутки (их на занятии нужно проводить 2 раза).

Содержание страницы:
• Игры с геометрическими фигурами
• Стихи про цифру 1 (Единица)
• Стихи про цифру 2 (Двойка)
• Стихи про цифру 3 (Тройка)
• Стихи про цифру 4 (Четверка)
• Стихи про цифру 5 (Пятерка)
• Стихи про цифру 6 (Шестерка)
• Стихи про цифру 7 (Семерка)
• Стихи про цифру 8 (Восьмерка)
• Стихи про цифру 9 (Девятка)
• Стихи про цифру 10 (Десятка)
• Стихи про цифру 0 (Ноль)
• Учим время, часы, времена года, год, месяцы и дни недели
• Математические кроссворды
• Зачем рано учиться считать?
• Дидактические игры для обучения математике дошкольников
• Раннее развитие и счёт
• Два полушария – два типа мышления
• Кому легче учиться в школе?
• Счёт осознанный и неосознанный. Число – это абстрактное понятие.
• Что ещё нужно развивать?
• Что может принести вред?


• Игры с геометрическими фигурами


Данные игры рассчитаны для детей от 8 месяцев.
Прежде чем приступить к занятиям, нужно усвоить несколько простых правил.
- Все задания должны предлагаться в виде игры, причем участвовать в игры должна и мама.
- Перед занятием проверьте, чтобы все было удобно и ничего не отвлекало от игры.
- Помните, что начинать любое занятие следует лишь после того, как малыш будет накормлен, спокоен и в хорошем настроении.
- Все предлагаемые для игры дидактические материалы должны быть яркие, красивые, интересные. Они не должны лежать в ящике с остальными игрушками. После каждого занятия обязательно все прячьте, чтобы ребенку они не надоели.
- Во время игры, не спешите давать правильный ответ. Пусть малыш подумает немного. Дайте ему столько времени, сколько потребуется. Наберитесь терпения. Возможно, стоит предложить ему следующее задание, а потом вернуться к не выполненному.
- Обязательно хвалите ребенка за успешно выполненное задание. Но не переусердствуйте.
- Не переутомляйте малыша. Играйте меньше времени (15-20 мин.), но чаще (2-3 раза в день). Будьте внимательны к ребенку и Вы обязательно узнаете когда нужно остановиться.
- И последнее, заканчивайте каждое занятие на позитивной ноте, независимо от результатов.
Как изготовить и играть в игры с геометрическими фигурами.
Вырежете из плотного картона различные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.). Каждой фигуры должно быть по 7 штук. Покрасьте круги, треугольники, квадраты и т.д. в цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Таким образом, у вас должно получится по семь разноцветных фигур каждого вида. Можно сделать фигуры различные не только по цвету, но и по форме: большие и маленькие.
Такой незатейливый материал, поможет Вашим малышам выучить 7 основных цветов, фигуры и формы. Занятия, которые мы предлагаем помогут развить логическое мышление, усидчивость, память, внимание.
Задание 1.
Сложите полоску из различных фигур и попросите ребенка построить такую же. Образец можно оставить у него перед глазами.
Задание 2.
Сложите незатейливые узоры (круг, квадрат, треугольник, круг и т.д.). Попросите малыша продолжить этот узор самому.
Задание 3.
Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или ёлочку). Малыш с удовольствием будет повторять за вами или придумает что-нибудь сам.
Задание 4.
Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или домик). Попросите ребенка отвернуться и поменяйте какую-нибудь деталь (например, приставьте колеса другого цвета или другой формы). Пусть малыш назовет, что изменилось.
Задание 5.
Попросите малыша собрать в одну коробку или стопочку все круги, в другую все квадраты и т.д. Можно попросить разделить все фигуры по цветам или по величине.
Задание 6.
Постройте линию из фигур, например, 3 круга и 1 квадрат. Спросите что лишнее? Ответ - квадрат. Можно составлять такие зависимости как по форме, по размеру так и по цвету.
Помните, что никто так хорошо не знает своего малыша, как Вы, дорогие мамочки, проводящие с ним большую часть времени.

• Стихи про цифру 1 (Единица)

Стихи Ирины Гуриной
Длинноносой Единице
Дома, в строчке не сидится!
- Путешествовать хочу,
К двойке в гости полечу!
Соберу я чемодан,
Положу один стакан,
Книжку толстую одну,
Щетку с мылом заверну,
Я возьму одну матрешку
И одну большую ложку.
Ярко-рыжий апельсин
Я возьму с собой один.
Молока один пакет
И один мешок конфет!
Ничего я не забыла?
Ах! Себя не положила!

Единица
Г.Сапгир

В отдельной квартире живет Единица,
И добрых соседей она сторонится.
Сидит у окна эта тощая дама,
И смотрит надменно, и держится прямо.
-Ну что там творится? - Глядит она строго.
А в мире всего удивительно много!
Много дорог, еще больше дорожек.
Много собак, но не меньше и кошек.
Много прохожих, немало машин.
Есть даже несколько горных вершин.
Сидит Единица, пьет кофе с корицей
Чашку за чашкой как заводная.
И только вздыхает: -Одна я! Одна я!...
Дети уехали, внуки пропали,
Племянники тоже писать перестали. -
И только недавно пришла ей записка,
А в ней непонятное: "Вы - эгоистка!"

• Стихи про цифру 2 (Двойка)

Ирина Гурина
У реки в седом бору
Двойка плакалась бобру:
- В воду я зайти не смею,
Я ведь плавать не умею!
Шепчут ей два пескаря:
- Ты грустишь, подружка, зря!
Прилетели две стрекозки:
- Вытирай-ка двойка слезки!
Две лисички прибежали,
Двойку дружно утешали:
- Ты на лебедя похожа,
Значит, плавать можешь тоже!
Двойка радостно вздохнула,
Шеей длинною качнула,
В воду теплую зашла
И как лебедь поплыла!

Е.Шварц
В пару нашей единице
Только равная годится.
Например, сапожки лаковые,
По размеру одинковые.
Хоть и не с одной ноги,
Эта пара - сапоги!
А еще считают парой чашку с блюдцем,
Маму с папой.


• Стихи про цифру 3 (Тройка)

Ирина Гурина
Не сидит без дела Тройка,
Затевает тройка стройку.
Тройка главный командир,
И прораб, и бригадир!
Три веселых комара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несет три кирпича.
С молотками три котенка,
Гвозди носят три утенка.
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.
Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришел, помог:
Получился теремок!

Е.Шварц
Три размера есть:
Длина,
Высота и ширина.
Время
На три делят люди:
Что прошло,
Что есть,
Что будет.
Но важней всего семья:
Трое:
Папа, мама, я!

• Стихи про цифру 4 (Четверка)

Ирина Гурина
Как-то раз зимой четверка
Собралась пойти на горку.
В теплых варежках, в ушанке,
За собою тащит санки.
На пластмассовой тарелке
Едут вниз четыре белки.
А четыре куропатки
Под горой играют в прятки.
На горе четыре мыши
Перепутали все лыжи,
А ежи, четыре братца,
Помогли им разобраться!
Лось на четырех ногах
С теплой шапкой на рогах
На дороге снег топтал,
На санях зверей катал!

Е.Шварц
Мчится над землей
Карета.
Осень в ней,
Весна и Лето.
Правит лошадьми сама
Белоснежная Зима.
У четверки путь далек:
Север, Запад.
Юг, Восток!

• Стихи про цифру 5 (Пятерка)

Ирина Гурина
Чем так занята Пятерка?
У нее идет уборка!
Воду носят пять бобров,
Окна моют пять коров.
Пять мышей несут метелку,
Пять гусят ей чинят полку,
Пять котят белье стирают,
Пыль повсюду вытирают,
Пять веселых комаров
Выбивают пыль с ковров,
Пять зеленых лягушат
К ним на выручку спешат.
Моют пять ежей посуду.
Чисто стало – просто чудо!
За столом потом сидели,
Пили чай и плюшки ели!
           * * *
У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать –
На руке их ровно пять.
           * * *
В школе буду получать
Я по всем предметам пять
Я с Пятеркою всегда
Буду не разлей вода.
           * * *
У звезды есть пять детей
Пять сверкающих лучей
По ночам они не спят
Всем светить они хотят.
           * * *
Завтра будет Мише пять,
Знает это цифра Пять.
Пять подарочков она
Подарить ему должна.

           
* * *
Е.Шварц
Все должны об этом знать,
Чувств у человека - пять:
Это обоняние,
Вкус и осязание.
Не забудь о главных двух:
- Это зрение и слух.

• Стихи про цифру 6 (Шестерка)

Ирина Гурина
За столом сидит Шестерка.
Перед ней печенья горка.
Шесть огромных шоколадок,
Шесть прозрачных мармеладок,
Шесть коробочек зефира,
Шесть бутылочек кефира.
Съела все Шестерка, встала,
А потом в дверях застряла!
- Ах, - вздыхает Стихи про цифру Шесть,
- Видно, надо меньше есть!
Шесть мышат над ней смеются,
Шесть шмелей над цифрой вьются!
- Эй, шестерка, твой живот
В двери точно не пройдет!
Чтобы в эту дверь пролезть,
На диету надо сесть!


Е.Шварц
Теплых континентов -
Пять.
Есть где людям погулять!
-Значит, пять всего?
- Постой,
- Есть еще один, шестой.
Там пустынные места.
Все покрыто слоем льда.
В море ходят льдины,
А на них пингвины.
(это антарктида)

• Стихи про цифру 7 (Семерка)

Ирина Гурина
Однажды Семерка гуляла в лесу:
Корзина в руках и очки на носу.
В волшебном лесу расцвела красота,
В корзинке огромной спала пустота!
Семь зайцев на встречу скакали гурьбой:
- Грибы собираешь? Мы тоже с тобой!
По лесу зеленому зайцы бродили
И вместе с Семеркой грибы находили!
Семь толстых волнушек в болоте нашли,
Семь желтых лисичек под елкой росли,
Семь белых грибов на поляне стоят,
А рядом семья – семь веселых опят!
Вот семь сыроежек, семь скользких маслят,
Семь рыжиков славных в тенечке шалят.
Удачной грибная охота была:
Семерка корзину едва подняла!

Е.Шварц
Кто со сцены нам поет,
Знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это
Ясно всем!
           * * *  
В сказках Цифра Семь живет,
В гости всех детишек ждет,
Гномов семь и семь козлят
С ними поиграть хотят.
           * * *
Сколько дней в неделе?
Семь. Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.
           * * *
К ноткам цифра семь пришла,
Семь им звуков принесла.
Стали нотки распеваться
В звуки стали наряжаться.

• Стихи про цифру 8 (Восьмерка)

Ирина Гурина
Восьмерка зимою смотрела в окно:
Снежинки летели, и было темно!
Зажегся фонарь, и в ночном серебре
Увидела друга она во дворе.
Скучали на лавочке восемь котов,
Машины стояли различных цветов.
Не глядя на кошек, печатая шаг,
Гуляли по улице восемь собак.
Под крышею восемь сосулек висели,
И восемь сорок на березу присели.
Стоял снеговик посредине двора.
Сказал он Восьмерке:
- Ну, здравствуй, сестра!
Смотри-ка, как мы друг на друга похожи:
Ты из кружков, и я, видишь, тоже!
Восьмерка ответила:- Знаешь, дружок,
Похоже, ты выше на целый кружок!

Е.Шварц
Быстро ходит Осьминог.
- У него же восемь ног!
Быстро нить плетет Паук.
- У него же восемь рук!
Кто бы мне приделать смог
Восемь рук
И восемь ног!

• Стихи про цифру 9 (Девятка)

Ирина Гурина
В теремке жила девятка:
Спать любила сладко-сладко.
Красный бантик над макушкой,
Хвост веселой запятушкой.
Как-то ей приснился сон:
Чудо-лес со всех сторон,
Девять радужных стрекоз
Ей венок сплели из роз,
Девять быстрых окуней
На волнах играли с ней,
Девять уток с ней летали,
Девять лис ее катали,
Девять ярких мотыльков
К ней спустились с облаков.
А потом притопал слон
И спугнул чудесный сон!

Е.Шварц
Больше этой цифры - нет!
Девять шариков - планет
По физическим законам
Кружат в космосе бездонном
Возле солнечной звезды
А на третьей
Я и ты!

• Стихи про цифру 10 (Десятка)

Ирина Гурина
Шла десятка в магазин
С целым ворохом корзин.
Там купила десять книжек,
Десять маковых коврижек,
Десять кубиков купила,
Десять кружек не забыла,
Десять розовых тарелок
И зачем-то десять грелок.
Десять спелых сочных груш,
Наступила в десять луж,
Еле-еле дотащила,
Чуть добро не уронила!
Занесла она багаж
На десятый свой этаж.
А потом себя спросила:
- И зачем я все купила?

В.Н.Савичев

Словно старшая сестричка,
Ведет нолик единичка.
Только вместе пошагали,
Сразу цифрой десять стали.

Е.Шварц
Десять - это пять и пять,
Можешь пальцы сосчитать!
Пишем так:
Один десяток,
Единицы ни одной.
Единицы - ни одной?
Значит справа ставим "ноль"!

• Стихи про цифру 0 (Ноль)

Е.Шварц
Нолик - круглый,
Как Земля.
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль - ладонь пуста.
Пишем "0",
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!

• Учим время, часы, времена года, год, месяцы и дни недели

Ребенок получает представление о времени задолго до того, как начнет определять его по часам и календарям. Еще не умея выговаривать свой возраст, он уже может показать "сколько годиков" на своих пальчиках. Малыш в 2-4 года без часов чувствует приближение обеда, с нетерпением ожидает свой день рождения и Новый год, он занет, что ночью все спят, и ощущает разницу в возрасте родителей и бабушки с дедушкой. Ребенок часто слышит слова вчера, завтра, сегодня, понедельник, выходные, суббота, воскресенье, зима, лето, 8 часов, ночь, день, минута, час и т.д. В 5-6 лет дети уже задают многочисленные вопросы, связанные со временем. Дошкольники обращают внимание на часы в метро, на остановках и автобусных и железнодорожных станциях. Дети интересуются расписанием движения транспорта и понимают необходимость соблюдения режима дня.
Занимаясь по материалам данного раздела, ваш малыш научится различать и называть по порядку дни недели, времена года и месяцы, познакомится с их характерными особенностями.
Перед тем как выполнять задания, побеседуйте с ребенком, объясните ему, что нужно сделать. Обязательно отвечайте на вопросы малыша, поощряйте его любознательность и речевую активность. Активизируйте в речи ребенка использование порядковых числительных (первый, второй, третий...) и сравнительных прилагательных (старше, самый старший, младше, самый младший и т.д.). Если некоторые вопросы покажутся маленькому ученику слишком сложными, помогите ему, объясните задание еще раз. Полученные знания старайтесь закреплять и в повседневной жизни.
Ребенок к 6-7 годам должен научиться:
- чувствовать длительность времени - какой объем дел или что можно выполнить за 1 минуту, за час, за день, за неделю, что было раньше, а что позже;
- изменять темп и ритм своих действий;
- планировать свои дела и занятия;
- определять время по разным часам до получаса;
- понимать назначение календаря, знать название и последовательность времен года, месяцев, дней недели.

• Математические кроссворды

Кроссворды для детей 7-9 лет
При отгадывании слов нужно в каждую клетку ставить по одной букве. Каждое отгаданное слово должно содержать столько букв, сколько для него отведено клеток.
Кроссворд № 1
По горизонтали:
1. Число. 3. Мера массы.
По вертикали: 1. Название месяца. 2. Число, получаемое при сложении. 3. Знак сравнения.


Кроссворд № 2
По горизонтали:
1. Цифра, состоящая из двух крючков. 6. Число, которое состоит из одного десятка и трёх единиц.
По вертикали: 2. Два выражения, которые соединены знаком "равно". 3. Наибольшее однозначное число. 4. Название месяца. 5. Единица измерения длины.

Кроссворд № 3
По горизонтали:
3. Название знака действия. 4. Осенний месяц.
По вертикали: 1. Геометрическая фигура. 2. Мера для измерения жидкостей.

Кроссворд № 4
По горизонтали:
3. За сколько сольдо Буратино продал свою азбуку? 5. Инструмент для черчения отрезков.
По вертикали: 1. Число, которое вычитают. 2. Единица длины. 4. Денежная единица.

Ответы на кроссворды:
Кроссворд № 1.
По горизонтали: 1. Два. 3. Килограмм. По вертикали: 1. Декабрь. 2. Сумма. 4. Равно.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. Три. 6. Тринадцать. По вертикали: 2. Равенство. 3. Девять. 4. Март. 5. Дециметр.
Кроссворд № 3. По горизонтали: 3. Минус. 4. Сентябрь. По вертикали: 1. Отрезок. 2. Литр.
Кроссворд № 4. По горизонтали: 3. Четыре. 5. Линейка. По вертикали: 1. Вычитаемое. 2. Метр. 4. Рубль.
Автор: Суркова О.П.

• Зачем рано учиться считать?

Когда малыша можно научить считать? Многие родители стремятся это сделать как можно раньше, порой, прямо с пелёнок. Уж до трёх то лет обязательно, ведь "после трёх уже поздно"! А зачем? Конечно, нет сомнения в необходимости обучению навыкам счёта, но оправдано ли такое раннее обучение? Рассмотрим возможные аргументы тех, кто за ранний счёт.
1. Чтобы стал лучшим счетоводом, занимал первые места на арифметических конкурсах! А существуют ли вообще такие конкурсы? Если даже и существуют, то сколько раз в жизни можно на них поучаствовать? Я думаю, вряд ли эта прозаическая цель вдохновляет родителей на обучение ребёнка раннему умению считать.
2. Без хороших навыков счёта не проживёшь! Вообще сомнительное утверждение. Даже те профессии, которые требуют обязательного счёта: кассир, бухгалтер, продавец уже немыслимы без использования калькулятора и компьютера.
3. Счёт развивает математическое мышление. Скорее всего, эта мысль и подталкивает родителя позаниматься с ребёнком счётом. И если малыш рано научился считать, то это уж точно математические способности! В это можно было бы поверить, если бы не одно но. Многие профессора математики, преподаватели математических вузов не стесняются признаться, что считают неважно. А вот обладатели противоположных профессий, скажем музыканты, языковеды, порой могут похвалиться отличным и быстрым счётом в уме. Это наталкивает на мысль, что навык счёта и математическое мышление не совсем последовательно связанные между собой понятия. То есть хорошо считающий ребёнок, не значит обладающий математическими задатками.
4. Считая, ребёнок развивает свой ум и память. Тоже сомнительное утверждение. Встречаются умственно отсталые дети, которые научились отлично считать. Но практика счёта никак не повлияла на их общие умственные способности.Память тоже с помощью счёта не улучшишь. Психологами установлено, что простое механическое заучивание не развивает память. Если ребёнок легко запоминает длинные стихи, то он уже обладает хорошей механической памятью. Если же память плохая, то её следует развивать, но не механически, заучивая длинные тексты. А следует учить ребёнка воображению и умению строить логические и ассоциативные связи, привлекая для этого все органы чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Правда все-таки, считая можно развивать и мышление, только при одном условии, если счёт будет осознанным. То есть лучше научиться считать осознанно до двух, чем без понимания до двадцати.
5. Хорошо считая, ребёнок будет более уверен в себе. Практика показывает, что дети, которых научили рано считать, читать, дали энциклопедические знания, научили решать логические задачи, действительно чувствуют себя уверенно в тех вопросах, которые знают хорошо по сравнению со своими сверстниками. Но, как правило, их учили получать знания пассивным образом, у них плохо развито продуктивное воображение и способность к решению нестандартных задач. Поэтому, именно эти дети чувствуют себя крайне неуверенно, когда встречаются с чем-то для них ещё не знакомым. Они не умеют проявлять инициативу в получении новых знаний и привыкли, чтобы им всё "разжевывали". При этом свои неудачи они воспринимают более болезненно, чем не очень знающие, но более смышленые их сверстники.
6. Ребёнку будет легче учиться в школе. Что же касается школы, то многое зависит от программы и от учителя. Кто-то в первом классе считает только в пределах десяти, но зато решает геометрические задачи, а кто-то уже с октября усиленно тренирует быстрый счёт и делает упор на логику. К четвёртому классу знания всё равно сравняются, а вот мышление может быть развито по-разному, и не только мышление. Программа начальной школы, содержащая много заданий на счёт и логику, перегружает левое полушарие головного мозга. Что может привести к снижению эмоциональной сферы ребёнка, к непосильному перегрузу, а, следовательно, к капризности, вялости или возбудимости, к постоянной болезненности. Что в свою очередь приводит к снижению креативности (способности к творческому мышлению). Считать то он будет хорошо, но какой ценой! Ребёнку действительно будет легче учиться в школе, если он будет учиться по хорошей программе у хорошего учителя.
7 Чем раньше ребёнок научился считать, тем он способнее. Дети, которые научились считать только в 5-7 лет, и дети, которые научились этому раньше, ничем не отличаются по своим умственным показателям. Ещё Гумилев рассказывал о необыкновенной интеллектуальной одаренности индейцев Северной Америки, которые продолжают вести традиционный образ жизни. Никто из родителей не обучает малышей чтению и счету в раннем возрасте. Но их дети очень быстро осваивают школьную программу, а затем поступают в высшие учебные заведения и успешно закачивают их, также опережая программу. Другой пример - дети военных лет, которые, порой, садились за парты только к 10 годам, что им не помешало впоследствии стать профессорами и докторами наук. Ошибочно думать, что раннее развитие способно сделать вундеркинда из вашего малыша. Вопреки, казалось бы, здравому смыслу, исследования показали, что общая среда мало влияет на интеллект и личность. По оценкам генетиков, ее участие в формировании свойств колеблется от 0 до 20%. На практике, например близнецы, имеющие совершенно одинаковые условия развития, проявляют себя, порой, совсем по-разному.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: простое форсирование развития малыша не даёт гарантии его истинной развитости. Учить ребёнка следует только осознанному счёту, при этом, не перегружая левое полушарие мозга.

• Дидактические игры для обучения математике дошкольников

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествие во времени
- Игры на ориентирование в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
Затем игра усложняется. Дети строются с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
- Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
- Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
- Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

• Раннее развитие и счёт

Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве до трех, иногда пяти лет. Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. Действительно, созревание мозга проходит в три этапа. Первый этап от внутриутробного развития до 2-3 лет. На втором этапе (от 3 до 7-8 лет) формируется второй функциональный блок с преобладанием правого полушария, отвечающий за прием, переработку и хранение информации. Его основная функция - ВОСПРИЯТИЕ зрительное, слуховое, кинестетическое, восприятие телом, вкусовые и обонятельные ощущения. Третий этап до 12-15 лет – этап развития третьего функционального блока, отвечающего за формирование когнитивных стилей личности и обучения (преобладает левое полушарие), закрепление приоритетов лобных отделов левого полушария. Срок перехода от одного этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать.
Сиротюк А.Л. в своей книге "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" пишет: "Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются". Автор утверждает, что при раннем обучении ребенка (до 5-ти летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития. Реакция на раннее развитие может быть отсроченной. В дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, заикании, нарушение речи, тиках и навязчивых движениях. Это происходит потому, что опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для восстановления. Другие известные психоневрологи А.И.Захаров, В.И.Гарбузов уже неоднократно писали в своих книгах, что недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие, которое характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности. Полностью согласна с ними и психолог - перинатолог Ж. В. Цареградская. Она так же считает, что в дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.
Вывод прост: до 5 лет заучивать с ребёнком обозначение цифр, чисел, дробей, запоминать таблицу умножения, тренировать в счёте, заучивать большое количество геометрических фигур вредно для ребёнка. Так как такой способ обучения входит в противоречие с естественным развитием головного мозга, а точнее перегружает неокрепшее левое полушарие и тормозит развитие правого. Дети, которые получают такое "однобокое обучение" могут прекрасно его усваивать (обычно это дети с преобладанием левополушарного типа развития), или упорно не воспринимать информацию (правополушарный тип развития). Первые считаются умными, но чаще выигрывают последние, так как не утрачивают, а сохраняют свой правополушарный потенциал.
Следует заметить, что обучать ребёнка чтению на порядок проще, чем счёту. Если за абстрактным символом буквы стоит конкретный звук или два звука, а за слогом, складом - сочетание также конкретных звуков, то за абстрактным символом цифры и числа стоит совокупность различных объектов. Чтобы запомнить букву, достаточно запомнить соответствующий звук (звуки). А чтобы понять, что обозначает цифра нужно абстрагироваться и выделить в пространстве однородные объекты и объединить их в общую совокупность. Формально этому ещё можно научить, что и делает часто взрослый, попросив посчитать утят, палочки, елочки. При внимательной проверке, выясняется, что ребёнок пересчитывает, но в действительности не понимает, что стоит за его действиями. Но, оказывается, считать можно не только единичные объекты! "Пересчитывать" можно и воду. Если палочек всегда конкретное количество, то в одном и том же стакане, вода может быть связана уже с любым числом. Например, если мы измеряли воду маленькими ложечками, то соответствующее число - 20, а большими – 10. Мало того, в единицу счёта может входить и несколько объектов. Например, четыре зайчих уха – это два зайца. Если же ребёнка учат пересчитывать и считать, как и чтению, на уровне запоминания, то возможно ему и вообще не придётся задуматься, что же такое число на самом деле, ведь у него всё получается, ему "всё понятно".
Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), и у которых дети рано начали считать и читать, а в последствии хорошо учиться в школе, боготворят и "раннее развитие". На самом же деле это "левополушарные" дети (то есть в развитии у них доминирует левое полушарие), которые могут в силу особенностей своего физиологического строения легко воспринимать левополушарную подачу информации, то есть изучение цифр, букв, счёта, чтения, сюда можно отнести и современную школьную форму обучения. Так как ребёнок учится хорошо, то все негативные последствия левополушарного обучения, например частые простуды, никак не связываются с ранним обучением. Кстати, те же негативные последствия можно получить, если ребёнка раньше отправили в школу или слишком интенсивно готовили к поступлению в первый класс.
Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), но у которых дети так и не начали считать и читать, даже по методикам Зайцева или Глена Домана, имеют "правополушарного" ребёнка (то есть в развитии у него доминирует правое полушарие). Ему и в школе учиться будет сложнее, так как современная школа имеет левополушарную направленность. Эти дети попадают в ситуацию, которая была бы сравнима с тем, как если бы леворукого человека заставляли бы всё делать правой рукой, да ещё при этом осуждали бы за крайнюю неловкость (кстати, был период, когда в педагогике настойчиво переучивали левшей, что плохо влияло на их развитие). Но, как известно, блоху то подковал Левша! Обучая таких детей левополушарным способом, мы не даём раскрыться их творческим способностям, и способствуем развитию у них опять же эмоционально-личностных отклонений, склонности к частым заболеваниям, аллергическим явлениям, заиканию, нарушению речи, неврозу.
Получается такое "раннее развитие" вредно для любого ребёнка как правополушарного, так и левополушарного. Ведь ребёнок получает информацию, которую полностью переварить ещё не может, поэтому ему приходится её проглатывать как есть, не почувствовав даже вкуса, то есть не поразмыслив над ней. Как же правильно развивать ребёнка? Прежде всего, до определённого времени, до трёх лет, забудем про счёт (достаточно считать до трёх или даже двух), а про обозначение чисел цифрами - до пяти лет. И не потому, что ребёнок раньше не может, а потому что информация, для которой он ещё не созрел, не принесёт ему пользы! Всем этим в своё время "займётся" левое полушарие, а пока будем работать с правым полушарием. Что же тогда остаётся? Да очень многое! Это задания на развитие воображения и чувство пространства, любые нестандартные задачи и большой плюс любой методики раннего развития – движение! Конечно же, не забудем про сенсорное и эмоциональное развитие! Подробнее об этом мы поговорим далее, а пока разберёмся с полушариями мозга – левым и правым.

• Два полушария – два типа мышления

Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.
Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6—7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно". Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).
Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое — ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать. Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны в своих решениях, чем их предыдущее поколение.

• Кому легче учиться в школе?

Ясно, что легче учиться "левополушарным", обучение ведь прямо таки подстроено под них. А вот "правополушарные" и учатся читать дольше и считают медленнее и грамотностью не отличаются, зато хорошо рисуют и поют. А лучше всё-таки "равнополушарным", ведь они обладают и теми и другими качествами одновременно. Но если вы подумали, что левополушарные это одни математики и гуманитарии, а правополушарные – художники и музыканты, то это совсем не так. А.Л.Сиротюк отмечает, что к правополушарным художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент. К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.
Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: "Все есть число...", а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения и понял, что свет является одновременно потоком частиц и волной. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам мира, создал теорию относительности. Для ее создания необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. Вместе с тем, Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по математике, физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным, так как был не склонен к логическому мышлению и двухмерному изучению математики. Вот как о нём пишет автор книги "Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем" В. В. Иванов. Альберт Эйнштейн, по мнению Вячеслава Всеволодовича Иванова, был человеком ярко выраженного правополушарного типа. Судя по его биографии, в наше время он считался бы ребенком с диагнозом "Задержка психического развития" и учился бы в коррекционном классе. Принадлежа к культуре, которую принято называть "левополушарной", мы в качестве главного критерия оценки развития выдвигаем критерий речевого развития. Как раз здесь у Эйнштейна и было слабое место. Он поздно научился говорить и отличался плохо развитой речью. Обучаясь в школе, маленький Альберт продолжал использовать словечки "детского" языка типа "баба" вместо "бабушка" и "киса" вместо "кошка". И уж конечно не владел оборотами "исходя из вышесказанного" или "сделаем соответствующий вывод". Спустя много лет, уже, будучи физиком с мировым именем, он говорил, что задержка в усвоении словаря взрослых помогла началу его научных размышлений. К тому возрасту, когда он с опозданием стал пользоваться немецкими словами "время" и "пространство", он уже понимал: никто из взрослых, как следует, не знает, что эти слова значат. Слова, пишет Вячеслав Всеволодович Иванов, всегда играли для Эйнштейна подсобную роль, если не мешали ему. Его мышление протекало в несловесных правополушарных образах. Недаром он был отличным музыкантом. А как вообще учились в школе гении? Ниже приведены интересные факты из "Горячей десятки Анны Романовой"
10 место:
Пушкин написал свои первые стихи (на французском языке, конечно) в 5 лет, за что был осмеян старшей сестрой Ольгой. В лицее стихи тоже поначалу не пользовались большим успехом. Более хвалили лицеиста Илличевского, он был и остроумнее, и ловчее подбирал рифмы (в отличие от Пушкина, который с рифмами мучился). Но к выпускному (16 лет), все уже поняли, что Илличевкский - просто рифмач, а выпускное стихотворение (по обыкновение, писавшееся самым талантливым лицеистом) задали написать именно Пушкину.
9 место:
Создатель периодической таблицы Дмитрий Менделеев, оказывается, несколько раз сдавал приемные экзамены в университет, и всякий раз "проваливался" на химии.
8 место:
А Гегелю в свидетельстве об окончании университета написали, что он - "молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием, и в философии никак себя не проявил". Гегель.
7 место:
Знаменитый русский портретист Павел Федотов при выпуске из кадетского корпуса был признан "в рисовании и черчении ситуационных планов ленивым и посредственным чрезвычайно".
6 место:
Элтон Джон в детстве посещал специальные занятия, проводимые в академии для юных музыкальных дарований. Так вот, там его считали полной бездарность, и в то, что у него что-то получится, верила только его мама.
5 место:
Вице-президент Российской академии наук академик Жорес Алферов, лауреат премии Киото (премия состоит из диплома, золотой медали и 400 тысяч долларов) и лауреат Нобелевской премии в области физики, по его собственному признанию, в школе не получал по физике оценок, выше "4", и вообще учился по физике весьма посредственно.
4 место:
Франциско Гойа в Сарагосе, куда его послали на обучение, проявлял гораздо большие таланты в пении серенад, исполнении арагонской хоты, а также в дуэлях. После одной из них он выжил чудом, но даже это не заставило его серьезней относиться к живописи.
3 место:
Обидчивый, маленького роста и плаксивый Ньютон в школе был одним из самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что через несколько десятков лет его будут называть "Небесным существом, совсем непохожим на смертных".
2 место:
А к одному гимназисту родители были даже вынуждены взять репетитора по русскому языку и литературе. Этого гимназиста интересовало все, что угодно, только не российская изящная словесность. Этого гимназиста звали Александр Блок.
1 место:
Эйнштейн в детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Для него было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а родители опасались за умственные способности своего сына. Сам Эйнштейн был удивлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых известных людей в мире. У него было только два правила. Первое - не имей вообще никаких правил. И второе - будь независим от мнений других. Как-то раз Энштейн который решал труднейшие научные задачи, заявил, что использование двух сортов мыла для разных целей слишком осложняет жизнь. Больше всего на свете Энштейн любил свою работу, игру на скрипке и плавание под парусом.

• Счёт осознанный и неосознанный. Число – это абстрактное понятие.

Порой бывает, если малышу часто читали одну и ту же книжку, то он её так хорошо запоминает, что пересказывает наизусть, переворачивая в нужном месте листы. Со стороны может показаться, что он умеет читать. Но стоит дать ему незнакомый текст, и ясно, что это не так. Со счётом может происходить похожая история. Разница лишь в том, что взрослый не всегда чётко представляет, чем же отличается, осознанный счёт от неосознанного счёта. Это происходит потому, что некоторые вещи, очевидные для взрослого, для ребёнка, порой, являются загадкой. Так исследования знаменитого психолога Ж. Пиаже (впоследствии эти исследования назвали "признаком Пиаже") показали, маленькие дети не понимают, что количество воды будет одним и тем же и в узком стакане, где уровень воды поднимается высоко, и в широком, где уровень воды низок. Они не понимают этого даже тогда, когда воду переливают в их присутствии, и они видят, что ее количество не уменьшилось и не увеличилось. Если малышу предложить сравнить несколько крупных предметов с аналогичными маленькими предметами, и спросить каких по количеству предметов больше, он будет показывать на большие предметы, даже, если их количество явно меньше. Мало того, если перед ним разложить несколько предметов одинаковой формы, а затем раздвинуть эти предметы так, чтобы они занимали большую площадь, при этом, задав вопрос, предметов стало больше, меньше или осталось столько же, он будет утверждать, что количество их увеличилось. Некоторые дети, заучив порядковый счёт, не умеют правильно пересчитывать, то есть каждому номеру ставить в соответствие последовательно один предмет. Возникают и затруднения, если уже от заданного количества требуется продолжить счет. Все эти трудности говорят о ещё несформированном понятии числа, над которым следует работать. В противном случае данное понятие может не сформироваться и в первом классе, что значительно затормозит процесс усвоения предмета математики. Проверить, умеет ли ребёнок считать осознанно, можно с помощью несложного теста:
- Положите перед ребёнком 2 яблока и кучку из 3-х горошин. Спросите, чего больше яблок или горошин?
- Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, при каждом хлопке откладывает по одной пуговице.
- Попросите принести ребёнка столько же игрушек, сколько у него в руках карандашей, при этом, не пересчитывая ни то ни другое. А теперь попросите каждой игрушке раздать по карандашу.
- Возьмите 7-10 монет одинакового достоинства. Выложите их перед ребёнком, но не просите пересчитывать. Раздвиньте при нём монеты так, чтобы они занимали большую площадь. Спросите, монет стало больше, меньше или осталось столько же?
- Взрослый показывает и говорит ребенку: "Здесь четыре карандаша", затем добавляет еще три и спрашивает: сколько получится всего карандашей?"
Но даже, если ребёнок справляется со всеми заданиями, полное понимание понятия числа может так и не прийти, если он не осознает, что данное математическое понятие является абстракцией. Часто ребёнку и не приходится задумываться над этим, ведь взрослый заведомо предлагает ему пересчитать конкретные единичные предметы. Выше мы уже говорили, о том, что простой счет не является гарантией развития математических способностей. Понимание же того, что в единицу счёта может входить несколько объектов, или, что одному объекту может соответствовать разное число, в зависимости от используемой мерки, подводит ребёнка к более глубокому пониманию понятия числа и способствует уже развитию у него предпосылок математического мышления. Такое правильное введение числа, и, к тому же, преподносимое правополушарным способом, то есть образно, к сожалению, большая редкость (современные дошкольные программы вовсе не ставят перед собой такую задачу). В основном обучение сводится к практическому счёту, и даже, если ребёнок пересчитывает большие и маленькие предметы, а затем, их сравнивает по количеству, а не по величине, то делает это не из-за понимания, а потому, что его так научили. Работа над преодолением признака Пиаже на примере пластилина, воды, сыпучего материала, исследование понятия числа с помощью мерок, образная подача абстрактности числа, - вот что способствует развитию математического мышления. Но добиться развития предпосылок математического мышления одним только изучением понятия числа и обучением осознанному счёту невозможно, ведь предмет математики является более широким понятием, включающим в себя много направлений. Поэтому поговорим, над, чем ещё следует работать.

• Что ещё нужно развивать?

1. Сенсорные способности.
Очень важно развивать сенсорные навыки: зрение, слух, осязание, моторику. И, если есть возможность, расширять кругозор малыша большими и малыми путешествиями. Один поход в зоопарк откроет мир животных, как ни одна энциклопедия в картинках. Ведь картинок правому полушарию мало! Вы когда-нибудь слышали, что говорит взрослый человек, который впервые увидел море? "Я не знал, что оно такое!" Но ведь он изучал его в школе, видел на картинках и по телевизору, что же он не знал о море? Да, по частям он знал о море многое, то есть левым полушарием. Но целостно, он ощутил его великолепие только сейчас, своим правым полушарием, он открыл его заново!
2. Воображение.
Как у левополушарных, так и у правополушарных детей следует, прежде всего, развивать воображение. Помните, что воображение – это ключ к развитию мышления (основное из положений в концепции развития дошкольников профессора психологии В.Т. Кудрявцева), но воображение не "просто о чём-то", а воображение конкретное и продуктивное. На раннем этапе это просто игра – покормить куклу, попрыгать зайчиком. Затем, примерно к двум годам, можно иногда заменять игрушки палочками, камешками, листиками. Скажем, взять за правило не брать на прогулку игрушки, а помочь ребёнку организовать игру из подручных средств. А дома можно использовать один и тот же кубик и как машинку, и как стульчик, и как телевизор. Полезно играть в игру "на что похоже". Например, на что похож огрызок яблока, ветка дерева, камень? Трёхлетке уже можно предложить самостоятельно выложить из геометрических фигур или палочек различные картинки. Учитывая, что воображение, это некий процесс, когда по части определяется целое, очень полезными будут задания на составление целого из частей. И чем раньше этим ребёнок займётся, тем лучше. Начинать можно с полутора- двух лет. Для начала это может быть картинка, разрезанная на смысловые части (голова, туловище, лапы, хвост), которую собирает сам взрослый, а затем ребёнок. Потом, кубики из разрезных картинок (на первом этапе 4 кубика с простыми картинками) или картинка, разрезанная на 2 части. Полезно собирать пазлы. Для 5-6 -леток нужны уже игры посложнее, типа "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг" или картинки, разрезанные на части, желательно прямыми линиями. Можно предложить дорисовать круг или другую фигуру, чтобы получился полный сюжетный рисунок, где круг был бы элементом данного рисунка.
3. Гармонизация полушарий
Наилучшим вариантом можно считать гармоничное развитие обоих полушарий. Для этого нужно правильно организовать занятия ребёнка и выполнять специальные упражнения. В этой связи специалисты советуют младенцам больше ползать. Начиная с двух-трёх лет полезны любые упражнения на пересечение средней линии тела. Например, правой рукой дотронуться до левой коленки, левой рукой – до правой. Много таких подобных упражнений используются во время танцев. Поэтому с 3-х до 6-ти лет занятия в кружках танцами или ритмикой, не только скоординируют малыша, но и положительно повлияют на его умственные способности. Перекрёстные движения можно выполнять и как физкультминутку между занятиями. Другими полезными упражнениями являются "рисование" в воздухе двумя руками одновременно. Можно рисовать различные фигуры, водя руками в одну сторону или симметрично относительно средней линии тела. Когда ребёнок научится рисовать, упражнение хорошо перенести на бумагу. Следует дать шестилетнему ребёнку в каждую руку по карандашу и попросить его провести двумя руками одновременно две вертикальные волнистые линии, положив перед ним образец. Попеременно предлагайте рисовать то одинаковые по направлению линии, то симметричные, относительно прямой. Когда ребёнок научится выполнять простые задания, можно перейти к более сложным картинкам. Например, попросить его одновременно нарисовать одной рукой солнышко, а другой – месяц. Все эти упражнения будут полезны не только в дошкольном возрасте, но и в начальной школе. Чем меньше ребёнок, тем более он правополушарный. Поэтому и занятий у него должно быть больше правополушарных. Если малыш посещает детский сад, то дополнительно он может заниматься танцами, рисованием, пением. Дополнительные занятия английским языком, математикой, грамотой будут слишком перегружать левое полушарие, и поэтому вредны. Детсадовским детям достаточно тех левополушарных занятий, которые есть в саду. Несмотря на то, что шестилетки уже в большей степени могут заниматься левополушарными занятиями, они, к сожалению больше всех страдают перегруженностью. Ведь родители их обязательно отправляют на курсы подготовки к школе. И в место, положенных двух занятий по математике и двух занятий по грамоте в саду, добавляется столько же на курсах. Двойная нагрузка даёт о себе знать. Ребёнок становится во время занятия вялым, апатичным, рассеянным, хуже усваивает материал. Положение усугубляется тем, что школьные учителя подают информацию левополушарным способом. В результате, притормаживается развитие воображения, нестандартного мышления и теряется естественный интерес к процессу познания.
4. Логика и нестандартное мышление.
Безусловно, следует развивать логическое мышление. Прежде всего, для этого необходимо в общении с ребёнком быть последовательным. Уже годовалый малыш знает, если в дверь позвонили, значит, кто-то за ней появится. Он может вычислить, что последует дальше, по некоторым знакомым действиям взрослого. К двум годам малыша уже можно учить распределять предметы по группам, например, по цвету или на большие и маленькие. В три года уже можно предлагать задания найти лишний предмет из нескольких. Но если логическое мышление рано или поздно взрослые обязательно начинают развивать у малыша, то мало кому приходит в голову развивать и нестандартное мышление, мышление более высокого уровня. Как не странно, но именно у нерадивых учеников школы и развито такое мышление, ведь они чаще попадают в нестандартные ситуации, из которых вынуждены искать выход. Этим и объясняется парадокс того, что двоечник после школы, порой, начинает "обгонять" отличника. Какие же действия взрослого могут развить у малыша нестандартное мышление? Прежде всего, это воспитание чувства юмора, игры – шутки, постоянное общение с ровесниками. Опыт неожиданного результата, решение спорных вопросов ребёнок получает в игре. Чтобы выходить из затруднённых ситуаций и понимать юмор, у ребёнка должно быть развито воображение. Для 5-6 летних детей можно предлагать простые задачки на сообразительность и смекалку. Например, "в корзине три яблока, раздать трём сёстрам по яблоку так, чтобы одно осталось лежать в корзине", или "два отца и два сына, сколько их всего?". Если не все дети могут решить такие задачи самостоятельно, да и взрослые, порой, затрудняются, но понять объяснение правильного решения, они уже в состоянии. Следует заметить, что, развивая логическое мышление, мы развиваем левое полушарие, а развивая нестандартное мышление – правое. Тем самым и получаем гармоничное развитие.
5. Развитие чувства пространства и конструктивных навыков.
Младенец пытается дотянуться до висячей игрушки, но ещё не может рассчитать, насколько далеко нужно протянуть руку. Но после нескольких попыток у него, получается, дотронуться до погремушки. Так ребёнок начинает осваивать пространство. С момента ползанья, у малыша, начинается новый этап познания пространства. Наконец он берёт кубик и начинает строить башенку. Тут выясняется, что кубики разной формы по-разному устойчивы. Чем старше ребёнок, тем сложнее становятся конструкции, тем больше у него опыта. Освоение пространства младенцем заложено природой, и от взрослого лишь требуется не затормозить развитие. К сожалению, это природное стремление познания почти не реализуется в обучении дошкольников, а школьников и вовсе начинают знакомить с геометрией в седьмом классе, именно в тот момент, когда правое полушарие становиться не доминирующим (дети правополушарные до 10 лет). Но левым полушарием понять геометрию невозможно, поэтому для многих этот предмет остаётся навсегда сложным и непонятным. На самом же деле, просто взрослые упускают возможность вовремя развить пространственное воображение у детей, когда они ещё являются правополушарными существами.
А что такое "пространственное воображение"? Пространственное воображение– это умение "видеть", представлять фигуру, как она есть, то есть со всех сторон одновременно. Пространственное воображение – это умение "двигать" фигуры в уме и представлять, что получится в результате перестановки. Но традиционно изучение геометрии с дошкольниками не связывают с воображением, а в основном сводят к изучению названий фигур (левополушарное занятие). Дети не исследуют фигуры и не знакомятся с их свойствами. Вне обучения обязательно нужно дать возможность реализоваться потребностям ребёнка в освоении им пространства. У малыша должны быть кубики, конструктор "Лего", и другие варианты конструкторов. Очень полезны игры типа, "Сложи квадрат", "Уголки", "Колумбово яйцо" и другие. Важна и двигательная активность, любые подвижные игры, танцы. Мы должны не забывать, что, развивая вообще воображение ребёнка, мы тем самым способствуем и развитию его пространственного воображения.

• Что может принести вред?

Мы говорили о том, что надо делать, теперь поговорим о том, что делать не надо. Взрослым придётся признать, что каждый ребёнок имеет право на свой темп развития. Практика показывает, что порой отстающий ученик, может, впоследствии, и обогнать сверстников. Но это происходит только в том случае, если взрослые сами не затормозили его развитие. Ребёнок же, как кажется, опережающий ровесников, в будущем может стать и заурядным. Поэтому важен не темп, с которым ребёнок усваивает материал, а сам способ усвоения. Отсюда следует, что нельзя приучать ребёнка получать знания пассивно, то есть бездумно, с помощью алгоритмов и механического заучивания. А в процессе обучения не конструктивно его критиковать, торопить или заставлять. Вредно загружать абстрактной символикой (цифрами, нотами) неокрепшее левое полушарие до 5 лет, что приводит лишь к пассивному знанию, а не к развитию.
Вредно ограничивать ребёнка в движении, что может затормозить процесс гармонизации полушарий головного мозга. Перевес количества левополушарных занятий и левополушарный способ подачи материала крайне вредны для дошкольников. Отсюда следует, что необходимо строго ограничить детей в дополнительных занятиях математикой, грамотой, английским, заменив их рисованием, танцами, пением. А подготовку к школе, лучше доверять специалистам дошкольного образования, а не учителям начальных классов, которые не ознакомлены с психологией и физиологией дошкольника. Следует помнить, что такая перегруженность головного мозга может привести к нежелательным последствиям в развитии ребёнка, к его чрезмерной болезненности. Что, в свою очередь, ведёт к ограниченности его творческого потенциала, и тормозит развитие мышления.
Марина Султанова


см. также - Развитие творческого мышления
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ

 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Hosted by uCoz