Hippo

Перейти к содержимому

Главное меню

Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром

 


Занятия с карточками помогут вам познакомить ребенка с окружающим миром; развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.

• Как заниматься по дидактическим карточкам "Средства передвижения"

От 6 месяцев:
Показывайте карточки быстро, четко называя нарисованный предмет. Комплект показывать несколько дней, затем заменить новым. Через некоторое время повторить показ.
От 3-х лет:
Поиграйте с ребенком:
- Подробно опишите любое транспортное средство, нарисованное на картинках, не называя его. Предложите ребенку догадаться, о чем идет речь, и подобрать соответствующую карточку. Затем поменяйтесь с ребенком местами: он описывает - вы отгадываете.
- По очереди с ребенком отвечайте на вопросы: quot;Какой?", "Что делает?" относительно каждого транспортного средства, старайтесь дать побольше ответов, найдите характерные отличительные черты, связанные с функциями машин.
- Попросите ребенка классифицировать машины на разные группы и объяснить свой выбор. Вместе с ребенком проведите классификацию транспорта по разным признакам: среда передвижения (водный, наземный, воздушный), назначение (пассажирский, грузовой, спортивный, специализированный) и т.п.
- Если ребенок уже учится читать, отрежьте названия, перемешайте и предложите подобрать названия к картинкам.
- Имея несколько наборов, можно играть в логические игры:
 - классификация (сортировать карточки по тематике, подбирать обобщающее название);
 - четвертый лишний (из четырех карточек: три на одну тему и одна на другую, ребенок должен выбрать лишнюю и объяснить свой выбор).
Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе логопедами, психологами, воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов.

• Гоночный автомобиль


Расскажите детям. Гоночный автомобиль - автомобиль специально созданный для участия в автогонках. Автогонки - спортивные соревнования в скорости, один из самых популярных видов спорта в мире.
С появленем автомобилей у водителей и конструкторов появилось желание выяснить, какие машины самые лучшие. А как это сделать? Выход один - устроить соревнования - гонки. Сначала в таких гонках участвовали обычные автомобили. А потом специально для соревнований конструкторы придумали гоночный автомобиль. Существуют разные типы гоночных машин и разные виды соревнований. Вершина мировых автомобильных состязаний - "Формула-1". Для нее специально создаются автомобили и двигатели.
Первые автомобильные соревнования были проведены во Франции в 1894 году по маршруту Париж-Руан-Париж. В них участвовали самые разнообразные автомобили, приводимые в движение паром, керосином, бензином, электричеством. По правилам машины не могли двгаться быстрее 12,5 км в час. В России первые автомобильные гонки были проведены в 1898 году недалеко от Петербурга. Наибольшая скорость, показанная в этих соревнованиях, была 25,5 км в час. А современные гоночные автомобили на соревнованиях способны развивать скорость до 350 км в час.
Гоночные автомобили - самые скоростные машины в мире. Их создают на основе новейших технологий, которые потом используются в обычных автомобилях. Весят они совсем немного, потому что их корпус делают из сверхлегких материалов, применяемых в строительстве самолетов и космических ракет. Обтекаемая форма уменьшает сопротивление воздуха и позволяет развивать большую скорость.

• Легковой автомобиль


Показывая карточку расскажите детям следующее. Легковой автомобиль - транспортное средство, предназаначенное для передвижения по автодорогам. Легковые автомобили предназначены для личного пользования и имеют от двух до восьми пассажирских мест, одно из которых принадлежит водителю и оснащено рулем, педалями и другими приборами управления. Большинство легковых автомобилей имеют 4 одинаковых колеса с пневматическими шинами, бензиновый двигатель внутреннего сгорания, снабжены дверями и отличается разнообразными типами кузова (седан, лимузин, кабриолет, фаэтон, ландо, пикап, универсал и спортивное купе). Внутри кузова располагается пассажирский салон, моторное и багажное отделения.
Слово "автомобиль" произошло от слияния двух слов, древнегреческого "ауто", что означает "сам" и латинского "мобилис" - "движущийся".Первые попытки создать самодвижущийся транспорт вувенчались успехом в 1769 году. Француз Никола Кюньо создал трехколесную повозку, которая была оснащена паровым двигателем и двигалась со скоростью пешехода. Но автомобиль с паровым двигателем мог начать двигаться, только выработав достаточное количества пара. В 1885 году немецкий инженер Карл Бенц установил на трехколесный автомобиль бензиновый двигатель, который позволял начать движение сразу после запуска двигателя. Первые автомобили стоили очень дорого и их могли приобрести только очень богатые люди. В 1908 году американец Генри Форд начал массовый выпуск автомобиля "Форд-Т", который благодаря своей доступности стал очень популярен.
С помощью американской компании "Форд" в 1932 году на Горьковском автозаводе ГАЗ был выпущен первый российский (советский) автомобиль. Первое время ГАЗ выпускал точные копии американских автомобилей, но вскоре было налажено производство собственных моделей.
Первый отечественный автомобиль создали Евгений Яковлев и Петр Фрезе в 1886 году. Его копия стоит в Московском политехническом музее.
Сегодны легковые автомобили выпускают множество фирм в 36 странах мира. Каждая фирма выпускает по нескольку моделей. При конструкции современных автомобилей основное внимание уделяется безопасности, комфорту и удобству управления.

• Пассажирский поезд


Пассажирский поезд - сформированный и сцепленный состав, состоящий из локомотива и нескольких пассажирских вагонов. Пассажирские поезда, в зависимости от назначения бывают скорые, дальние, местные и пригородные. Движется поезд по железной дороге. Железная дорога состоит из двух рельс, которые опираются на шпалы. рельсы укладываются параллельно, на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние называется колеей. Вдоль железной дороги, для регулировки движения поездов, стоят семафоры и стрелочные станции. Движение поезда регулируется заранее установленным расписанием, в котором предусматривается продолжительность всего пути и количество остановок. Поезд обслуживается поездной бригадой. В пассажирских поездах поездную бригаду, в состав которой входят проводники и электромеханик, возглавляет бригадир поезда. А бригадир, в свою очередь. подчиняется машинисту локомотива.
Первые поезда появились более 250 лет назад. Это были небольшие вагончики, которые двигали лошади или люди. В начале 19 века были созданы паровозы. Первый паровоз был создан в 1804 году английским изобретателем Ричардом Тревитиком, но наибольшую известность получил паровоз Роберта Стефенсона "Ракета". Именно он стал прообразом для всех дальнейших разработок паровозов. Первая железная дорога была открыта в 1825 году. В России первый паровоз был разработан отцом и сыном, Мироном и Ефимом Черепановыми в 1834 году. Скорость движения паровозов тогда составляла 50-150 км/ч.
В середине 20 века паровозы были заменены на более совершенные тепловозы и электровозы. Сегодня большинство поездов работают от электрического тока. Они способны развивать скорость до 300 км/ч.
В современных поездах создаются все условия для комфортного путешествия. Многие из них оснащены удобными сидениями, кондиционерами, телевизорами, душевыми комнатами и даже доступом в Интернет.

• Трамвай


Трамвай - вид общественного городского пассажирского транспорта. Обычно трамваи состоят из одного или двух вагонов. Трамвай движется по рельсам и приводится в движение с помощью электродвигателя. Ток для двигателя подается через рельсы, а также с помощью токоприёмников через подвесной контактный провод над трамваем. Скорость трамвая около 45-50 км/ч.
Слово "трамвай" пришло из английского языка. Слово "трэм" (tram), означает "вагон", и "уэй" (way) - путь. соединив "трэм" и "уэй", получим - вагон на путях или вагон на рельсах.
Предшественником трамвая была конка. Конка - городская железная дорога. Вагоны конки приводились в движение животными, тянущими за собой этот вагон. Обычно в вагон конки впрягали одну или двух лошадей, иногда использовались мулы. Первые в мире конки появились в США в 1828 году. Сначала использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы. И это очень мешало уличному движению, пока в 1852 году Альфонс Луба не изобрёл рельсы, которые укладывались вровень с поверхностью дороги и с желобом для колеса. Но у конки оставались и другие недостатки: рабочий день лошадей был существенно ограничен физическими возможностями животных, к тому же они требовали ухода.
Изобретатели всего мира трудились над усовершенствованием конки. Так появился трамвай. Период наиболее быстрого распространения трамвая - начало 20 века. Трамвай стал главным видом городского транспорта, потому что конный транспорт практически исчез с улиц, автобусы еще были в стадии раннего развития, а автомобили были доступны далеко не всем. Но к концу пятидесятых годов ситуация изменилась. Рост популярности автомобилей и автобусов во многих странах способствовал быстрому исчезновению трамваев с улиц. Однако, обилие автомобильного транспорта привело к негативным последствиям, таким как: смог, транспортные заторы, шум, дефицит места для парковки и т.д. Поэтому, в конце семидесятых годов, электрический общественный транспорт вернул былую популярность, как экологически безопасное, простое и удобное средство передвижения. Трамвай и сегодня популярен и востребован во многих городах мира.

• Троллейбус


Троллейбус - вид общественного городского пассажирского транспорта. имеет электрический двигатель. Ток для питания двигателя троллейбус получает от двухпроводной контактной сети через токосъёмники ("рога").
Первая часть в слове "троллейбус" - "троллей" (trolley), в переводе с английского языка, означает "контактный провод", а "бас" (bus) - автобус. В свою очередь английское слово "bus" является сокращением от латинского "omnibus", что в переводе на русский значит "карета для всех".
Первый троллейбус появился в Германии в 1882 году. Создал его инженер Вернер фон Сименс, он назвал своё изобретение Electromote. Первая троллейбусная линия была открыта 29 апреля 1882 года.
В России первые троллейбусы начали производить в 1933 году. Сначала они появились в Москве, а после войны и в других городах. Первый советский троллейбус имел пдеревянный каркас с металлической обшивкой. Длина кузова была 9 м, ширина 0 2,3 м, а вес составлял 8,5 тонн. Он мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, под сиденьями были установлены электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Регулярное движение первого московского троллейбуса началось 15 ноября 1933 года в 11 часов утра. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч.
Сегодня московские троллейбусы движутся по двадцати линиям, идущим по крупным магистралям практически до МКАД (Московской кольцевой автодороги). На некоторых магистралях троллейбус является основным видом наземного транспорта.
В настоящее время в мире более 400 городов, которые используют троллейбусы в качестве наземного транспорта. Больше всего троллейбусов в России. Самым длинным троллейбусным маршрутом в мире является маршрут Симферополь - Ялта, в Украине. Его протяженность составляет 86 км.

• Бетономешалка


Бетономешалка - строительная машина, которая смешивает цемент, песок, гравий и воду, чтобы сформировать бетон. Бетон (от французского слова beton) - материал, который широко используется в строительстве. Бетон быстро сохнет и затвердивает, поэтому его нужно постоянно перемешивать. Чтобы доставить бетон до стройки в жидком виде была создана специальная машина - бетономешалка.
Кузов бетономешалки состоит из барабана грушевидной формы. Он способен вращаться на ходу. В барабан бетономешалк через специальное отверстие - загрузочную воронку, загружается сухая бетонная смесь. Но барабан заполняется не целиком, а только на половину. Ведь чтобы приготовить бетон, нужна вода. Резервуар с водой находится между кабиной водителя и барабаном. Незадолго до прибытия на стройку, в барабан подается вода, и он начинает вращаться. Внутри барабана есть лопасти, которые перемешивают бетон. Для того чтобы бетон хорошо перемешался и не застыл в дороге, барабан делает примерно 8-12 оборотов в минуту. Выгружается бетон через металлическую трубу, расположенную в задней части барабана.
Если бетона нужно немного, используются небольшие бетономешалки, чтобы бетон можно было изготовить прямо на строительной площадке.

• Каток


Каток - дорожно-строительная машина. Основная задача этой машины - сделать дорогу гладкой и ровной. Когда-то, очень давно все дороги мостили вручную, укладывая дерево, камни (булыжники) или каменные пластинки (брусчатку). С изобретением современного асфальтового покрытия появились и машины для его укладки: асфальтоуклачики и катки.
Каток снабжен большими тяжелыми барабанами, так называемыми вальцами. Их ставят попарно или в ряд. Для тяжести, вовнутрь металлических вальцов засыпается песок или заливается вода. Масса катка может достигать 50 тонн.
После того как асфальтоукладчик уложил асфальт на поверхность дороги, к работе приступает каток. Он медленно едет, приводя в движение вальцы. А они, катясь по поверхности, уплотняют и выравнивают дорожное полотно.
Но в строительстве хорошей дороги, важен не только верхний слой - асфальт. Для того чтобы дорога была качественной и прослужила долго, необходимо уплотнить и выровнять ее грунт - нижние слои дороги. И здесь тоже на помощь приходит каток. Но для этого на вальцы надеваются специальные шины, покрытые металлическими зубцами.

• Экскаватор


Слово "экскаватор" произошло от латинского слова "экскаво" (excavo), что значит "долбить".
Экскаватор - машина для выкапывания ям, котлаванов, траншей. Он выполняет большую часть всех подготовительных земляных работ перед началом любого строительства. Экскаваторы используются при добыче полезных ископаемых, рытье каналов, на строительстве различных сооружений, автомобильных и железных дорог.
Экскаватор копает землю и загружает ее в самосвалы и грузовики с помощью "руки". "Рука" состоит из стрелы, рукояти и ковша. Ковш - это важная деталь и основная рабочая часть экскаватора. Он снабжен металлическими зубьями, которые легко проникают внутрь почвы. На экскаваторе можно устанавливать сменное оборудование: лопату, корчеватель и др.
Первый экскаватор был изобретен американцем Отисом в 1836 году. Это был одноковшовый экскаватор, который постоянно повторял три действия: зачерпывал груз ковшом, переносил его и выгружал. Позднее появились многоковшовые экскаваторы. Они действуют непрерывно. Один ковш сменяет другой и при этом экскаватор продолжает передвигаться.
Современные экскаваторы очень разнообразны, способны выполнять различную работу. Специальные экскаваторы работают в шахтах, на морском дне и т.п. Бывают колесные, гусеничные, шагающие, рельсовые или плавающие экскаваторы.

• Автокран


Слово "кран" происходит от голландского kran - журавль и означает механизм для подъема и перемеения больших тяжестей, грузов. Автокран - это подъемный кран, установленный на автомобиле.
Первые подъемные краны появились очень давно. Их использовали на стройках. Они представляли из себя огромные ступенчатые колеса, которые приводились в движение людьми. Строители шли внутри колеса, колесо вращалось, на него накручивался канат с крюком. Так можно было поднимать тяжелые грузы на любую высоту. Для того, чтобы переместить подъемный кран использовали лошадей или рабов.
Сегодня на каждой стройке можно увидеть современный подъемный кран, поднимающий и перемеающий грузы. Это самая высокая машина на стройке. Для погрузочно-разгрузочных работ часто используется автокран. Автокран очень удобен, его можно легко подвезти к месту строительства. Он может перемещаться с одной строки на другую со скоростью 50 км в час.
Стрела автокрана может быть постоянной длины или выдвигаться как труба телескопа. Для устойчивости автокран снабжен выносными опорами - они выдвигаются и упираются в землю. Автокран может передвигаться на колесах или на гусеницах - как вездеход.

• Грузовой автомобиль


Грузовой автомобиль - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов по автодорогам всего мира. Грузовой автомобиль состоит из кабины, где водитель управляет машиной и кузова, в котором находится груз. Грузовые автомобили перевозят большое количество всевозможных грузов и главная цель водителя - доставить груз целым и невредимым.
Для разных видов груза существуют различные типы кузовов. Некоторые кузова крепятся на специальном шасси, которое находится за кабиной. Для перевозки материала для строительства, например, песка, земли, щебня используют самосвалы. Кузов у такого грузовика опрокидывается и груз высыпается. Бетон перевозят в бетономешалках. Также кузова бывают в виде фургона. В фургонах перевозят твердые грузы. Для перевозки замороженных продуктов используются фургоны с холодильными установками. Жидкости перевозят в цистернах. Грузовые автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов. Автопоезд включает в себя один или несколько прицепов. Такие грузовики ездят по крупным магистралям.
Водителей, которые перевозят груз на дальние расстояния, например из одной страны в другую, называют водителями-дальнобойщиками. Они могут находиться в пути несколько дней. Обычно ездят вдвоем, и пока один из них ведет грузовик, второй может отдохнуть и поспать в спальне, которая расположена позади кабины водителя.
Многие грузовики оборудованы специальными устройствами и находятся на службе у города. Это различная уборочная техника, мусоровозы, эвакуаторы, пожарные машины.

• Вертолет


Слово "вертолет" произошло от соединения слов "вертеть" и "лететь", так как поднимается он в воздух благодаря вращению винта. Вертолет еще называют "винтокрыл" или "геликоптер" (от греческих слов "винт" и "крыло").
Люди давно мечтали о летательном аппарате, способном подняться в воздух. Первые чертежи "птицелетов" (летательных аппаратов тяжелее воздуха) были обнаружены среди бумаг Леонардо да Винчи. Этот гениальный живописец, скульптор, музыкант, ученый и инженер жил в Италии в XV в. В одной из его рукописей есть рисунок вертолета. Приписка гласит "Если этот аппарат правильно построить, то при быстром вращении винта он поднимется в воздух".
Смелая идея была осуществлена лишь в XX в. Когда появились первые самолеты, конструкторы задумались о создании другого летательного аппарата, который мог бы взлетать прямо с того места, где стоит. Такой аппарат создали русские конструкторы.
Вертолет называют ее "небесным вездеходом", потому что ему не требуется аэродрома, он может взлетать и приземляться вертикально. Для взлета и посадки вертолета подойдет и палуба корабля, и крыша здания, и лесная поляна, и пляж. Кроме того, вертолет может зависать в воздухе, двигаться боком и назад.
Сейчас появилось много видов вертолетов. Есть и маленькие двухместные вертолеты, и гигантские транспортные, способные поднимать в воздух более 22 тонн груза. Вертолеты используют для воздушного наблюдения, поисковых и спасательных операций, перевозки людей и грузов,особенно в труднодоступных районах. Есть военные вертолеты для патрулирования и разведки. Рыбаки используют вертолеты для обнаружения косяков рыбы. Фермеры применяют их для обработки посевов, а лесничие - для обнаружения лесных пожаров. Существуют рейсовые вертолеты, которые перевозят пассажиров. Вертолет - незаменимый помощник врачей, спасателей, геологов.
Но при этом вертолет тихоходнее самолета. Летает он со скоростью 350 км в час и расходует много топлива. Поэтому для дальних перелетов не годится.

• Пассажирский лайнер


Пассажирский лайнер - большое быстроходное судно, которое используется для морских путешествий и отдыха. Слово "лайнер" пришло из английского языка и означает "судно".
Первые корабли появились несколько тысяч лет назад. Строились они, как правило из дерева. До конца 19 века, существовали, в основном, парусные деревянне корабли. Паруса крепились к мачтам. Число мачт зависело от величины корабля. Обычно их было от одной до трех. Парусные корабли могли двигаться только за счет силы ветра. Парусные суда сменили пароходы. Создателем первого парохода считается Роберт Фултон. В 1807 году американский инженер и изобретатель построил первый пароход. Пароход Фултона имел два гребных колеса, которые, вращаясь с помощью паровой машины, двигали корабль. Его скорость составляла около 5 узлов (9 км/ч). Позже появился двигатель типа - паровая турбина. А гребные колёса заменили на гребные винты.
Современные лайнеры имеют дизельный двигатель, который вращает гребные винты. Основная часть лайнера - корпус, изготавливается из стали, титана и сплавов аллюминия. Пассажирский лайнер способен развить скорость до 30 узлов (55 км/ч).
Управление лайнером осуществляется в рулевой рубке. Здесь находятся множество приборов, которые следят за работой двигателя, измерюят скорость корабля, глубину моря. с помощью радара можно отслеживать положение судна и все, что наодится вокруг него. Управление может осуществляться и с помощью автопилота, который может вести лайнер по заданному курсу. Для обслуживаня лайнера и пассажиров на борту судна трудится целый экипаж.
Во время путешествия лайнер становится для пассажиров домом. Ведь в нем есть все, что нужно для жизни, отдыха и развлечений: комфортабельные каюты, множество разнообразных магазинов, кинтеатры, рестораны, спортзал. На палубах расположены бассейны, теннисные корты, спортивные площадки для игры в футбол, баскетбол, волейбол.

• Моторная лодка


Моторными лодками называют небольшие суда с подвесным мотором. В октябре 1866 года американец Томас Рис попытался усовершенствовать обычную лодку и избавиться от весел. Он изобрел "винтовой пропеллер" - навесное съемное устройство с винтом. При вращении маховика с рукояткой "винтовой пропеллер" приводился в движение, тем самым, заставляя лодку плыть. Но это изобретение лишь немного облегчило передвижение на лодке.
В 1881 году француз Густав Труве продемонстрировал первый подвесной электромотор. С тех пор началась всемирная лодочная моторизация. Это существенно облегчило труд людей, занимающихся рыболовством, морским промыслом или перевозками по рекам.
Современный подвесной лодочный мотор - это настоящее чудо техники. Они удивительно легкие и практичные. Управление подвесным лодочным мотором малой и средней мощности осуществляется с помощью румпеля. На конце румпеля обычно расположена поворотная рукоятка для управления мотором, а в торце пумпеля - кнопка "Стоп". Таким образом, управлять моторной лодкой можно всего лишь одной рукой.
Моторы большей мощности управляются дистанционно - с поста управления лодкой. Дистанционное управление может осуществляться с помощью специальных механизмов.
Топливный бак обычно размещается в лодке и соединяется с мотором шлангом. Моторы малой мощности могут иметь встроенный топливный бак.
В настоящее время моторные лодки используются для отдыха, рыболовства, перевозки людей и грузов на небольшие расстояния или там, где нет причалов, а также как спасательное средство.

• Танкер


Слово "танкер" пришло из английского языка. Слово "танк" (tank), означает "цистерна". Танкер - грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов в судовых цистернах, так называемых танках. С помощью танкеров перевозят нефть, кислоты, расплавленную серу, растительное масло и другие жидкие грузы. Также существуют танкеры для перевозки газа. Газ перевозят в сжиженном виде в больших сферических танках. В танках с газом поддерживаетс температура не выше чем - 162 градуса.
Корпус танкера представляет собой жесткий металлический каркас. К каркасу прикрепляется металлическая обшивка. Во избежание аварий, бил принят закон запрещающий применение танкеров с одинарной обшивкой. Поэтому современные танкеры имеют более прочную двойную обшивку. Корпус танкера перегородками разделяется на ряд отсеков - танков, которые заполняются жидким грузом.
Самым курпным танкером является норвежский супертанкер "Knock Nevis", построенный в 1981 году. Его длина составляет 458 метров, а ширина 69 метров.
Такие огромные размеры сделали "Knock Nevis" крупнейшим кораблём мира. Грузовместимость этого гиганта составляет 564 763 тонны. Максимальная скорость - 13 узлов (24 км/ч).

• Самолёт ТУ-134


Слово "самолет" произошло от соединения слов "сам" и "лететь".
Первый в истории полёт на самолёте был осуществлён 17 декабря 1903 года. Самолет был построен братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США и назывался "Флайер". Он продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров.Первые успехи русской авиации связаны с профессором Киевского политехнического института князем Александром Кудашевым. 4 июня 1910 года Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции. С тех пор небо покоряли множество различных самолётов.
Первым в истории авиации пассажирским самолетом стал российский самолет конструктора Игоря Сикорского - "Илья Муромец". Из бомбардировщика "Илья Муромец" был перестроен в пассажирский самолет. Его оснастили комфортабельным салоном, рестораном, отдельными спальными комнатами и даже ванной.
Самые известные российские самолеты : Ил (конструктор С.В. Ильюшин), Ту (конструкторы А.Н. Туполев и А.А. Туполев), Як (конструктор А.С. Яковлев).
Назначение самолетов самое разнообразное. Кроме перевозки пассажиров они занимаются транспортировкой различных грузов, доставляют почту, обрабатывают сельскохозяйственные поля. Также самолеты используются для тушения лесных пожаров и для оказания срочной медицинской помощи. Для занятий авиационным спортом и выполнения различных воздушных трюков существуют специальные спортивные самолеты.

• Аэростат


Аэростат - летательный аппарат легче воздуха. Название его происходит от греческих слов "аэро" - воздух и "стейт" - стоящий, неподвижный. Аэростаты бывают: управляемые (дирижабли); неуправляемые, свободные (воздушный шар, стратостат); привязные (змейковые).
Первые попытки подняться в воздух, используя законы аэростатики, относятся к XVIII в. В России попытка подъёма на большом шаре, наполненном дымом, относится к 1731 году. А в 1783 году французы братья Ж.М. и Ж.Э. Монгольфье построили аэростат, названный воздушным шаром. На этом шаре, наполненном тёплым воздухом, в Париже 21 ноября 1783 года Пилатр де Розье и дАрланд поднялись в воздух и совершили 25-минутный полт. После первых полётов, носивших больше развлекательный характер, аэростаты стали применять с научными (для изучения атмосферы, географических исследований и др.) и военными целями.
Сначала в качестве подъёмного газа использовали водород. Но водород взрывоопасен и легко воспламеняется. Это послужило причиной многих катастроф. Поэтому стали использовать гелий, который не способен воспламеняться. Чтобы увеличить высоту полета аэростата сбрасывают часть балласта (обычно песка в мешках), а для снижения - выпускают часть газа через клапан. Обычно аэростаты летают на высоте до 3000 м, но иногда поднимаются до 6000 м. Для посадки аэростата требуется, чтобы находящиеся на земле люди подобрали сброшенные с аэростата канаты и привязали их к подходящим наземным объектам, затем аэростат можно подтянуть к земле. На наиболее удобный и безопасный способ посадки - причаливание к специальным мачтам.
Аэростаты имеют возможность вертикального взлета и посадки, длительного зависания над определенным местом, способны летать на большие расстояния и перевозить объемные и тяжелые грузы.
В наше время аэростаты практически не строятся. Они не получили широкого распространения для пассажирских перевозок. Свободные аэростаты применяют преимущественно для спортивных и исследовательских целей. К ним относят радиозонды, стратостаты и автоматические аэростаты с метеорологическим и другим оборудованием.

• Как заниматься по дидактическим карточкам "Профессии"

Занятия с карточками "Профессии" помогут вам познакомить ребенка с профессиями, развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.
Знятия от 6 месяцев:
Показвайте карточки быстро, четко называя профессию. Комплект показывать несколько дней, затем заменить новым. через некоторое время повторить показ.
Занятия от 3-х лет:
Поиграйте с ребенком:
- Подробно опишите (не называя) одного из людей, нарисованных на картинках, его одежду, орудия труда. Предложите ребенку догадаться, о ком идет речь, и подобрать соответствующую карточку. Затем поменяйтесь с ребенком местами: он описывает - вы отгадываете.
- По очереди с ребеном отвечайте на вопрос "Что делает?2 относительно каждой профессии, старайтесь дать побольше ответов.
- Предложите ребенку вспомнить, какие еще профессии от знает, что делают люди этих профессий, какие орудия труда используют.
- Имея несколько наборов, можно играть в логические игры:
 - классификация (сортировать карточки по тематике, подбирать обобщающее название);
 - четвертый лишний (из четырех карточек6 три на одну тему и одна на другую, ребенок должен выбрать лишнюю и объяснить свой выбор).
Данные карточки можно использовать в индивидуальной и групповой работе логопедами, психологами. воспитателями дошкольных учреждени, учителями начальных классов, родителями, нянями.

• Фермер


Фермер - владелец сельскохозяйственного предприятия - фермы.С древнейших времен люди начали выращивать растения для питания и приручать животных для получения молока, яиц, мяса, шкур, шерсти. Со временем они научились выводить новые сорта и породы домашних растений и животных, которые были намного лучше диких.
Сейчас работу фермера облегчают машины: трактора, комбайны. На многих фермах автоматы кормят и поят животных. Но на ферме и сейчас очень много физического труда: нужно обрабатывать землю, сажать растения и собирать урожай, ухаживать за домашними животными. Фермер должен не только собрать и сохранить, но и продать результаты своей работы: урожай или продукты животноводства.
Фермеру нужно очень много знать о растениях и животных, чтобы правильно ухаживать за ними. Кроме того, он должен разбираться в сельскохозяйственной технике; знать, как правильно хранить и перерабатывать полученную продукцию; уметь лечить животных.
Фермером может быть только человек, который любит природу. Он должен быть настойчивым, внимательным, терпеливым и очень ответственным.

• Менеджер


Менеджер - специалист по управлению предприятием.
Слово "менеджер" произошло от английского "тападег" - управляющий.
История профессии "менеджер" началась в прошлом веке, когда появилось много крупных предприятий. Хозяева предприятий, не справляясь самостоятельно, стали нанимать на работу управляющих. Управляющий - менеджер - должен планировать работу предприятия; решать, как предприятие будет выполнять свои планы; учить людей лучше работать; распределять между ними обязанности; контролировать их работу. Менеджер должен делать все необходимое, для того, чтобы предприятие хорошо работало и процветало.
Сейчас на многих предприятиях работают менеджеры/ которые управляют не всей организацией, а одним направлением. Например, менеджер по продажам -занимается продажами товара; менеджер по персоналу -занимается сотрудниками; менеджер по рекламе - занимается рекламой предприятия.
Менеджером может быть человек, умеющий принимать решения, ответственный, уверенный в себе, умеющий хорошо общаться с людьми.

• Врач


Врач - специалист, который лечит людей и животных. Таких людей еще называют лекарями, докторами, медиками.Первоначальное значение слова "врач" означало "заклинатель, колдун".
С древних времен врачеватели считались особенными людьми, лечением занимались священники, жрецы, шаманы. Считалось, что врачу помогают боги. Великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире -от людей и только врач, учитель и судья - от богов.
Создателем науки врачевания - медицины - считается Гиппократ, который жил в Греции. Врачи до сих пор произносят профессиональную клятву - клятву Гиппократа и этим признают важность своей работы и ответственность перед пациентами. Если обычный человек спасает чужую жизнь, то его чествуют как героя. Для врача же спасение людей является ежедневной работой.
В медицине много специальностей. Есть универсальные врачи - терапевты, а есть врачи-специалисты, которые лечат конкретные органы человеческого тела: окулисты, кардиологи, стоматологи.
Чтобы стать врачом, нужно много лет учиться в институте, а затем, каждые пять лет, повышать свою квалификацию на курсах. Хороший врач - это человек наблюдательный, с хорошей памятью, вниманием. Очень важны для врача такие качества, как терпение, выдержка, чувство ответственности.

• Портной


Портной - специалист по пошиву одежды.
Простейшую одежду люди стали изготавливать с древнейших времен. Сначала одежду делали из шкур животных, рыбьей кожи, травы и листьев деревьев, а в качестве головных уборов использовали выдолбленные тыквы, скорлупу кокосового ореха, черепаховый панцирь. Со временем, когда люди научились изготавливать ткани из шерсти животных и волокон растений, они стали шить более сложную одежду. По внешнему виду одежды можно было определить к какому роду принадлежит человек, чем он занимается, есть ли у него семья и многое другое.
В средние века одежда стала настолько сложной, что выкроить и сшить ее мог только хорошо обученный человек. Так появилась профессия - портной. Портными тогда были в основном мужчины. Работа портных очень ценилась, производство одежды было делом почитаемым и прибыльным. Портновское мастерство приравнивалось к искусству, а хорошие портные становились знаменитыми. Они тщательно хранили секреты своего мастерства.
Портной должен быть творческим человеком и обладать хорошим художественным вкусом, чтобы подобрать для человека подходящую модель костюма, выбрать нужную ткань. Во время работы портной должен быть очень внимательным и аккуратным. Чтобы одежда получилась красивой, ему нужно правильно разрезать ткань, затем соединить ее в нужных местах, сделать ровные и аккуратные швы.
Работа портного сложная, но она дарит радость и красоту людям и самому мастеру.

• Художник


Художник - человек, который занимается изобразительным искусством, создает художественные произведения. Изобразительное искусство появилось в давние времена, еще древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных.
Художник обладает талантом изображать мир в своих произведениях. Он может показать события далекого прошлого, изобразить героев сказок и романов, показать духовный мир человека, его эмоции и чувства. Для создания произведения художнику нужно собрать материал, представить себе картину, сделать множество набросков. Некоторые произведения художники рисуют годами. Самые красивые картины и другие произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.
Профессия художника имеет много разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник, художник по костюмам, художник-мультипликатор.
Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок - это основа любого изображения. Художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным. Обучают художников в художественных школах и училищах.

• Парикмахер


Парикмахер - мастер, занимающийся бритьем, стрижкой, укладкой, завивкой волос. Слово "парикмахер" произошло от немецкого "peruckenmacher", что означает - мастер, делающий парики.
В далеком прошлом прическа не только украшала человека, но и говорила о профессии, происхождении, национальности, семейном положении. Даже первобытные люди ухаживали за своими волосами. В древности в Ассирии, Вавилоне и Египте уже были парикмахеры.
В Европе парикмахерское искусство существовало еще тысячу лет назад. Тогда представители этой профессии, называемые цирюльниками оказывали и медицинские услуги: прикладывали пиявки, вырывали зубы, ставили банки.
Парикмахер - это своего рода художник. Он должен иметь хороший вкус и стремиться прививать его клиентам. Создавая прическу, парикмахер учитывает особенности лица, направление моды, возраст клиента. Поэтому сегодня будущим парикмахерам преподают рисование и эстетику, знакомят с прическами разных времен, с историей парикмахерского искусства. Парикмахеры придумывают и новые сложные прически. Лучшие парикмахеры-модельеры демонстрируют прически на ежегодных международных конкурсах.
Работа с людьми требует от парикмахера терпения, такта, уважения к разным вкусам посетителей. Парикмахеру необходимо иметь эстетический вкус, быть аккуратным и внимательным.

• Инспектор дорожно-постовой службы (ДПС)


Инспектор дорожно-постовой службы (ДПС) специалист, который контролирует выполнение правил дорожного движения. Название "инспектор" происходит от латинского "inspector", что означает "наблюдатель, смотритель".
Работа инспектора дорожно-постовой службы состоит в том, что он направляет движение транспорта на дороге, следит за соблюдением правил дорожного движения. Его команде подчиняются все - водители и пешеходы. Инспекторы ДПС стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за порядком на дорогах. Для удобства в работе патрульные автомобили поддерживают радиосвязь с постовыми инспекторами. У постовых инспекторов имеются электронные приборы, с помощью которых легко обнаружить тех, кто превысил скорость.
Инспекторы ДПС - мужественные люди. Они несут свою службу в любую погоду и ночью, и днем. Они первыми приходят на помощь, пострадавшим в автомобильных авариях. Благодаря их работе на дорогах соблюдается порядок.

• Балерина


Балерина - артистка балета, танцовщица.
Слово "балет" произошло от латинского слова "Ва11о" -"танцую". Балет - это театральное представление, в котором с помощью танца показывают какую-нибудь историю. Балетные представления появились в конце XV в. в Италии. Во Франции даже короли танцевали в балетах. В России он появился в XVIII в. и сразу стал любимым представлением при дворе. А после того, как при Московском Воспитательном доме была открыта балетная школа, началась эпоха великого русского балета. Артисты русского балета считаются лучшими в мире.
В балетное училище мальчиков и девочек принимают в 10 лет. Стать балериной очень непросто. Кроме способностей и физических данных нужно обладать большим терпением и дисциплинированностью.
Именно они помогают приобрести и довести до совершенства технику танца. Всю жизнь балерина занимается и репетирует, ежедневные занятия нельзя прекращать. Даже самые знаменитые танцовщицы и танцовщики, каждый день несколько часов проводят у балетного станка.
Но когда они выходят на сцену, красота и легкость их движений завораживает и восхищает зрителей.

• Садовод


Садовод - специалист, выращивающий сады.
История создания садов тесно связана с историей человечества. Люди стали выращивать первые сады около 10 000 лет назад. Сначала они ухаживали за дикими рощами плодовых деревьев: диких яблонь, груш и др. Потом стали выбирать деревья с самыми крупными и вкусными плодами и высаживать их отдельно. Постепенно люди научились выводить новые сорта, правильно ухаживать за ними. К плодовым деревьям всегда относились с почтением. Славяне считали, что это дети древнего бога Вертумна - покровителя садов.
Профессия садовода связана с физическим трудом. Ему нужно ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями, собирать урожай плодов и ягод. Ухаживать за садом приходится, не считаясь с погодными условиями. Садоводу нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи.
Садовод должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.

• Строитель


Строитель - специалист, участвующий в постройке зданий.
Эта профессия существует столько же, сколько существует человечество. Многие поколения строителей, от отца к сыну передавали тайны своего нелегкого ремесла. Они оставили после себя первобытные каменные строения, египетские пирамиды, водопровод Древнего Рима, величественные здания Древней Греции, Индии, Китая. Благодаря тем, кто тесал и укладывал камни, возводил колонны, украшал и отделывал здания, мы многое знаем сегодня о людях и событиях далекой-далекой поры.
Человек всегда нуждается в зданиях, где он мог бы жить, работать, развлекаться. Поэтому работа строителей очень важна и необходима. Постройкой здания занимается множество людей разных специальностей - каменщики, монтажники, плотники, крановщики, сварщики, маляры -все они строители.
Пирамиды в Древнем Египте строили вручную, сейчас же на строительстве работает множество машин, которые облегчают труд людей.
Строитель должен быть внимательным, добросовестным, ответственным человеком. Ему нужно очень много знать и уметь, чтобы хорошо выполнять свою работу.

• Учитель


Учитель, педагог - специалист, обучающий и воспитывающий детей. Слово "педагог" происходит от греческого "paidos - дитя" и "ago - веду". Так называли в Древней Греции рабов, которые водили детей в школу.
Профессия учителя во все времена была одной из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее, так как от его труда зависят знания молодых людей и их поведение. Профессия учителя - это искусство. Учитель должен быть и артистом, и психологом, и душевным человеком. Он должен много знать и уметь научить других.
Учитель работает со всем классом, он должен уметь замечать все что происходит, поэтому учителя очень внимательны и наблюдательны. Учитель должен уметь наладить взаимоотношения с учениками. Работа учителя требует терпения, настойчивости, он обязан уметь управлять своим настроением и поведением. Чтобы ребятам все было понятно учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно и просто.

• Водитель такси


Водитель такси - особая профессия, связанная с перевозкой людей в легковых автомобилях. Такси - это городской транспорт, в котором можно ездить по городу гораздо быстрее и с большим удобством, чем на общественном транспорте. Обычно машины такси отмечены знаком: черные шахматные квадратики на желтом фоне. Когда такси свободно, горит зеленый световой сигнал, а когда в машину садится пассажир, сигнал гаснет.
История такси началась очень давно, когда машин еще не было. Еще 100 лет назад единственным и самым популярным видом городского транспорта был "предок" такси - экипаж с кучером - извозчик. Первый автомобиль-такси -"таксомотор" появился на московских улицах 1 сентября 1907 года.
У водителя работа очень ответственная. Он должен знать и точно выполнять правила дорожного движения. Управляя своей машиной, водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, за сигналами светофора, за пешеходами. Это помогает ему правильно оценивать дорожную ситуацию: не только понимать, что происходит на дороге, но и предугадывать, что вот-вот может произойти. Чтобы суметь быстро доставить пассажира в нужное место, водитель такси должен хорошо знать расположение улиц в городе. Кроме того, водитель должен знать устройство автомобиля и уметь устранить возникшие в пути поломки.

• Журналист


Журналист - человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения.
Слово "журналист" происходит от французского "journal" - "дневник, газета".
Собирать и распространять информацию люди начали в глубокой древности. Устно информация передавалась с помощью выступлений ораторов, сообщений глашатаев. Предшественники газет в разных странах - папирусы с новостями в Древнем Египте; доски объявлений, которые вывешивались на улицах Древнего Рима; рукописные сводки новостей в России. С возникновением печати журналистика стала быстро развиваться. В начале XX века с изобретением фотографии и кинематографа появились фото- и киножурналистика, а с возникновением радио и телевидения -радио- и тележурналистика.
Главное в работе журналиста - правдиво, грамотно, увлекательно, доступно изложить информацию. Журналисту необходимо работать очень быстро, потому что он освещает в своих материалах происходящие события и информация может устареть. Он должен быть хорошо образован, чтобы анализировать, сравнивать факты, делать выводы, интересно писать. Журналист должен знать психологию людей, уметь общаться, быть наблюдательным.

• Продавец


Продавец - специалист, который продает что-либо; работник магазина, отпускающий товар покупателям.
Эта профессия существует с давних времен и с тех пор почти не изменилась. Раньше торговлей занимались купцы. Они привозили товары из разных стран туда, где таких товаров не было и продавали их.
Продавец необходим и тем, кто производит товары, и тем, кто их покупает. Все разнообразие товаров никогда не попадет к покупателю без продавца. Продавец должен уметь заинтересовать покупателя товаром, помочь ему сделать выбор.
Продавец должен быть всегда доброжелательным к покупателю. Древняя китайская поговорка гласит: "Если вы не улыбаетесь, то не начинайте торговлю". Одно из самых ценных качеств для продавца - способность постоянно сохранять хорошее настроение и улыбку на лице, доброжелательность и уважение к людям. Помимо умения общаться нужны аккуратность, внимательность, терпение и знание товара.
Если продавец получает удовольствие от своей работы и от того что покупатель уходит из магазина довольным, он станет лучшим продавцом в мире!

• Пожарный


Пожарный - специалист по борьбе с пожарами.
Много веков пожары тушили "всем миром". Колокольный звон извещал о пожаре и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.
Уже в Древнем Риме работали команды пожарных. Их называли "вигилии", что означает "бодрствующие". Эти пожарные несли еще и полицейскую службу по ночам. Наиболее богатые римляне содержали "персональные" пожарные команды.
В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Сейчас пожарные команды есть в каждом городе.
У пожарных сейчас есть мощная техника - пожарные автомобили, корабли и катера, специальные пожарные поезда, теплоотражающие костюмы и множество огнетушащих средств. Но главную работу выполняет все-таки человек. Пожарный должен не только бороться с огнем, используя достижения науки и техники, но и уметь грамотно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, успокоить людей, вывести их из горящего здания.
Во все времена пожарные приходят на помощь по первому зову. О собственной безопасности они думают в последнюю очередь. Профессия пожарного считается одной из самых опасных в мире, поэтому для нее нужна самоотверженность, бесстрашие, мужество и воля.

• Повар


Повар - специалист по приготовлению пищи.
Профессия повара - одна из древнейших в мире, всегда и всюду люди пользуются результатами труда поваров. Оттого, что человек ест, зависит и его здоровье, и настроение, и качество работы. Приготовление пищи - это настоящая наука, которая развивалась вместе с человечеством, поэтому у каждого народа есть своя национальная кухня с особенными рецептами. Приготовление пищи - это и настоящее искусство, требующее творчества, фантазии, изобретательности.
Повар - это одна из немногих профессий, где очень важны органы чувств. Ведь степень готовности блюда и его качество повар определяет по виду и цвету, запаху, вкусу. Кроме того, повару необходима хорошая память, чтобы запоминать рецепты разных блюд. Повар должен много знать о продуктах: как выбрать самые лучшие продукты, как правильно их хранить, как определять их свежесть. Разные продукты готовятся по-разному и повару необходимо знать особенности их приготовления. Очень важно уметь красиво оформить и подать приготовленное блюдо.
Для обучения этим премудростям в XIX веке в России открыли Первую практическую школу поварского искусства. Сейчас поваров готовят во многих учебных заведениях.


см. также - Учить или не учить?
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ

 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Hosted by uCoz