Главное меню
Ни для кого не секрет, что наш век является стремительным. Наверное, поэтому молодые родители, боясь опоздать, спешат сразу после появления на свет малыша спланировать его будущее и решить следующие проблемы: сколько лет сидеть с ребенком дома, отдавать ли его в ясли, нанимать ли няню, с какого возраста приглашать специалистов по раннему обучению ребенка, в какую гимназию отдавать учиться, какой из вузов окажется достойным принять чадо после окончания 11 класса. Перечисленные проблемы не являются надуманными, они волнуют почти всех мам и пап, бабушек и дедушек. Решая их, трудно учесть множество переменных, из которых состоит наша жизнь. Все родители, стремясь заранее спланировать и облегчить жизнь ребенка, почему-
Существует множество взглядов на проблему раннего развития ребенка: одни специалисты считают, что ребенка до 3 лет не надо учить ничему, -
Какого же подхода следует придерживаться в воспитании малыша?
Давайте попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка, и после этого решим: чему его учить и первую очередь, а может быть, и не учить вовсе. Сам научится! Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л.С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятия является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.
Каких успехов достигает ребенок в области восприятия?
Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: "Кто это?" -
Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: "Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!" Как отмечает психолог В.С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.
Развитию восприятия будут способствовать игры "Раз жучок, два жучок", "Помоги зверюшкам", "Вкусный чай" и другие. Родители смогут и сами придумать массу игр и вставить их в контекст жизненных событий и ситуаций. И если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как "большой", "маленький", "круглый", "квадратный", "красный", "желтый", "зеленый", "синий" и д.р., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.
Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать свое внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-
см. также -
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ В САРАНСКЕ